г. Нижний Новгород |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А82-7702/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
при участии в судебных заседаниях 12.10.2021, 11.11.2021 представителей от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2": Борицкой А.С. по доверенности от 01.01.2021 N 182-21, от общества с ограниченной ответственностью "ПАО Тепловая сетевая компания-2": Демянчука Р.Г. по доверенности от 01.09.2020, Демянчук А.Б. по доверенности от 01.09.2020, в судебном заседании 18.11.2021 - в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика публичного акционерного общества
Территориальная генерирующая компания
2
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу
А82-7702/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПАО Тепловая сетевая компания-2" (ИНН: 2901299157, ОГРН: 1192901009113)
к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по транспортировке тепловой энергии
и по встречному иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
к обществу с ограниченной ответственностью "ПАО Тепловая сетевая компания-2"
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в целях компенсации тепловых потерь
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПАО Тепловая сетевая компания-2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания) о взыскании 8 905 398 рублей 32 копеек задолженности по оплате услуг по транспортировке тепловой энергии, оказанных в марте 2020 года.
Компания обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с встречным иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Общества 3 167 795 рублей 33 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в марте 2020 года в целях компенсации тепловых потерь.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021, удовлетворил первоначальный иск Общества и отказал в удовлетворении встречного иска Компании.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой (дополнением к ней), в которой просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права, и в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает, что Общество оказывает услугу по передаче тепловой энергии до потребителей Компании от точки приема истцом тепловой энергии ответчика, а завершается оказание этой услуги непосредственно в точках передачи тепловой энергии потребителям Компании. Таким образом, оплачиваемой услугой по передаче тепловой энергии фактически является передача тепловой энергии до объектов, принадлежащих абонентам (конечным потребителям); объем услуги не может превышать объем полезного отпуска. При определении объема переданной тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, по мнению ответчика, необходимо руководствоваться жилищным законодательством и принимать объем по расчету ответчика, выполненному в соответствии с Правилами N 354. Потребитель, оплачивая поставленную тепловую энергию, возмещает расходы по оплате услуг за передачу тепловой энергии, исходя из объема переданной тепловой энергии, определенного по Правилам N 354. Расчет, выполненный Обществом по максимальным нагрузкам, нарушает баланс интересов сторон. Компания фактически заведомо поставлена в невыгодное положение, так как объем тепловой энергии, поставленной потребителю (18 429,991739 Гкал), почти в два раза меньше, чем объем тепловой энергии, подлежащий оплате по обжалуемому решению в пользу истца (45 624,73 Гкал). В отношении многоквартирных домов и зданий, оборудованных приборами учета, объем переданной тепловой энергии должен определяться по показаниям общедомовых приборов учета. В отношении здания, кроме многоквартирного дома, не оборудованного приборами учета, - по договорной нагрузке. Компания произвела расчет объема тепловой энергии в соответствии с пунктом 66 Методики N 99/пр, который суды надлежащим образом не исследовали. Заявитель жалобы полагает, что указанной нормой предусмотрено применение в расчете договорной, а не максимальной нагрузки. При расчете объема тепловой энергии Компания использовала договорную нагрузку, согласованную с потребителями в договоре, а также содержащуюся в схеме теплоснабжения города Архангельска, утвержденной постановлением администрации МО "Город Архангельск" от 14.06.2019 N 823.
По мнению заявителя, суды неправомерно приняли величину нормативных потерь, возникших в сетях ООО "КПП", в размере 4088 Гкал в год, или 340,66 Гкал в месяц; не учли, что в рамках настоящего дела рассматриваются требования за март 2020 года; сети принадлежат ООО "ККП", которое компенсирует потери по договору поставки тепловой энергии (теплоносителя) в целях компенсации потерь в сетях от 01.01.2019 N 2/2019/001331-2000/ДогЭСД19В в объеме 221,787 Гкал. На 2020 год потери для Компании установлены постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ от 18.11.2019 N 123-пн, в котором отсутствует спорная величина 4088 Гкал.
Кроме того, суды неправомерно приняли величину нормативных потерь в сетях прочих организаций в объеме 520,33 Гкал в месяц. Величина потерь по тепловым сетям потребителей в марте 2020 года, по расчетам Компании, составила 141,167 Гкал. Расчет выполнен в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (далее - Порядок N 325). В материалы дела не представлен расчет объема потерь, возникших в сетях прочих организаций в марте 2020 года. Имеющийся расчет на 2016 год не является надлежащим доказательством, так как не соответствует изменившимся условиям в Северном округе города Архангельска. Кроме того, расчет нормативных потерь на 2016 год являлся предметом рассмотрения Архангельского областного суда, который решением от 05.07.2018 по делу N 3а-575/2018 признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 11.11.2015 N 155-пн "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2016 год" в части нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2016 год, указанных в приложении для тепловых сетей МО "Город Архангельск" и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения.
Заявитель отмечает, что на 2020 год Обществу установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, рассчитанный в соответствии с пунктом 121 Методических указаний N 760-э по формуле 80, как отношение необходимой валовой выручки регулируемой организации по передаче тепловой энергии к объему отпуска тепловой энергии из тепловых сетей.
Таким образом, если в расчете за передачу тепловой энергии использовать объем переданной тепловой энергии, определенный по методике истца, то на стороне Общества образуется сверхприбыль (получение денежных средств за значительно больший объем переданной тепловой энергии по завышенному тарифу, сформированному по наименьшей величине отпуска тепловой энергии), а на стороне Компании - некомпенсированные убытки (конечные потребители оплачивают объем переданной тепловой энергии в объеме принятой).
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе (дополнении к ней) и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзывах на кассационную жалобу и его представитель в заседании суда округа отклонили доводы, изложенные в ней, просили оставить принятые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке, установленном в статьях 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание откладывалось до 11.11.2021 (определение суда округа от 12.10.2021), а затем в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.11.2021.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество владеет на праве аренды тепловыми сетями, посредством которых осуществляется передача тепловой энергии от Архангельской ТЭЦ до конечных потребителей, расположенных в Северном территориальном округе города Архангельска.
Компании присвоен статус Единой теплоснабжающей организации на территории города Архангельска на основании постановления мэра города Архангельска "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Архангельск" до 2028 года" от 24.02.2014 N 136.
Поставка тепловой энергии конечным потребителям осуществляется Компанией посредством тепловых сетей Общества.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2019 N 84-т/б "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов по передаче тепловой энергии, оказываемых ООО "ПАО ТСК-2" потребителям, расположенным на территории городского округа "Город Архангельск", и о признании утратившими силу некоторых постановлений агентства по тарифам и ценам Архангельской области" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, составляющий в спорный период 335,37 рубля - одноставочный тариф без учета НДС по виду теплоносителя "вода".
В отсутствие заключенного договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии Компания пользовалась данной услугой для исполнения своих обязательств перед конечными потребителями в Северном территориальном округе города Архангельска и деревне Повракульская Приморского района Архангельской области.
Неоплата Компанией оказанных в марте 2020 года услуг по передаче тепловой энергии послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Компания обратилась в суд со встречным иском, посчитав, что Общество, осуществляя в спорном периоде передачу тепловой энергии от Архангельской ТЭЦ до точек поставки тепловой энергии потребителям, расположенных в Северном территориальном округе города Архангельска и деревне Повракульская Приморского района Архангельской области, обязано было приобретать в связи с этим тепловую энергию в целях компенсации потерь, возникших в эксплуатируемых тепловых сетях.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность кассационной жалобы (дополнения к ней) и отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения кассационной жалобы Компании в части определения величины нормативных потерь, возникших при передаче тепловой энергии в марте 2020 года, исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) (часть 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии, с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (часть 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении).
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети, обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
Согласно части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
При установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь (пункт 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
В пункте 8 Методических указаний N 760-э предусмотрено, что расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний N 760-э.
В данном деле объем потерь по сетям ООО "КПП" и сетям прочих потребителей Общество определило с учетом норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям от Архангельской ТЭЦ, по которым осуществляется теплоснабжение объектов в Северном территориальном округе, утвержденным постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 23.11.2016, составляющими в части сетей муниципального образования "Талажское" (деревня Повракульская) 4088 Гкал или 340,66 Гкал в месяц.
По расчетам Общества, величина нормативных тепловых потерь, возникших при передаче тепловой энергии в сетях иной сетевой организации - ООО "Комплексное коммунальное предприятие" в спорный период, составила 1/9 от годовой величины (4088 Гкал), учтенной регулирующим органом в тарифе Компании на 2020 год (постановление Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 26.11.2016 N 113-пн "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год" (далее - Постановление N 113-пн)).
Возражая против величины, использованной в расчете истцом, ответчик настаивает на величине потерь в размере 1/9 от годовой величины, определенной в договоре от 01.01.2019 N 2/2019/001331-2000/ДОгЭСД19, заключенном ООО "ККП" и Компанией, - 1996,08/9 = 221,787 Гкал в месяц.
При этом Общество не является стороной договора от 01.01.2019 N 2/2019/001331-2000/ДОгЭСД19, поэтому согласованная Компанией и ООО "ККП" ежемесячная величина нормативных потерь по сетям ООО "ККП", не имеет значения для разрешения спора между истцом и ответчиком в силу части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Компания не оспорила, что точки поставки и точки передачи тепловой энергии, согласованные истцом и ответчиком, отличаются от точек поставки и точек передачи, согласованных Компанией и ООО "ККП".
Довод Компании о неправомерном принятии величины нормативных потерь в сетях прочих организаций в объеме 520,33 Гкал в месяц ошибочен.
По расчетам Общества, величина нормативных тепловых потерь, возникших при передаче тепловой энергии в сетях, не находящихся во владении Общества, в спорный период составила 520,33 Гкал в месяц - 1/9 от годовой величины (6244 Гкал), учтенной регулирующим органом в тарифе Компании на 2020 год (Постановление N 113-пн).
Согласно письмам Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 09.07.2020, от 30.06.2020 указанные значения тепловых потерь приняты во внимание при установлении для Компании тарифа на производство тепловой энергии.
При этом, вопреки доводам заявителя о недопустимости использования его расчета нормативных потерь на 2016 год, Компания не представила в материалы дела иной расчет нормативных потерь на 2020 год и доказательства того, что величина нормативных потерь на 2020 год будет меньше, нежели величина, определенная самим ответчиком в расчете потерь на 2016 год.
Ссылка кассатора на неверное определение Обществом величины нормативных тепловых потерь в связи с признанием нормативного правового акта (Постановления N 113-пн) недействующим в части, отклонена судом округа.
Решением Архангельского областного суда от 12.08.2020 по делу N 3а-570/2020 Постановление N 113-пн, в части нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) - 125 331 кубического метра, нормативов потерь тепловой энергии - 88 196 Гкал, установленных для тепловых сетей МО "Город Архангельск" и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Величина нормативных тепловых потерь определена Обществом на основании расчета Компании только в отношении сетей, расположенных на территории Северного округа и в деревне Повракула МО "Талажское".
Компания не документально не обосновала признанную ей величину нормативных потерь.
Установление подобных обстоятельств (в том числе, в части конкретной структуры и содержания принятых в отношении регулируемых организаций тарифных решений) является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств. В связи с изложенным, суд округа отклонил довод кассатора о неправильном исчислении судами размера потерь.
Вместе с тем довод кассатора о неправильном определении судами объема оказанной услуги по транспортировке тепловой энергии заслуживает внимания в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного между теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Из пункта 2 названной статьи Закона о теплоснабжении следует, что по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
По своей правовой природе такой договор является договором оказания услуг, следовательно, правоотношения между его сторонами регулируются также положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров установлен Правилами N 808.
В силу пункта 2 упомянутых Правил под точкой приема понимается место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя; под точкой передачи понимается место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.
С учетом приведенных положений Закона о теплоснабжении и Правил N 808, оказанная ответчиком истцу услуга передачи (доставки) тепловой энергии до потребителей ответчика начинает оказываться от точки приема истцом тепловой энергии ответчика, а завершается оказание этой услуги непосредственно в точках передачи тепловой энергии потребителям ответчика.
Таким образом, Общество должно оплачивать Компании услугу по передаче (доставке) тепловой энергии до объектов своих абонентов, а объем оказанной услуги, оплачиваемой истцу, равен объему потребления ресурсов абонентами ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
При этом под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя в силу пункта 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Факт оказания Обществом услуг по транспортировке тепловой энергии Компании подтвержден материалами дела и не оспаривается.
У сторон возникли разногласия по вопросу применения методики расчета объема транспортированной Обществом тепловой энергии в марте 2020 года по сетям Компании до конечных потребителей в многоквартирных домах.
Общество, учитывая, что в точках приема и передачи тепловой энергии отсутствуют приборы учета, считает, что объем транспортированной по его сетям тепловой энергии необходимо определять расчетным способом, по формулам, содержащимся в Методике N 99/пр. При этом тепловую нагрузку (отопление, ГВС, вентиляция) каждого объекта потребителя Компании необходимо определять в величине, содержащейся в Схеме теплоснабжения города Архангельска.
Компания полагает, что объем переданной тепловой энергии должен признаваться равным объему тепловой энергии, определенному ответчиком в целях расчета с потребителями в соответствии с Правилами N 354, а именно: на основании показаний приборов учета, а в их отсутствие - по договорным нагрузкам в отношении нежилых объектов, по нормативам потребления горячей воды и тепловой энергии - по жилым помещениям в многоквартирных жилых домах.
Суды установили и стороны не оспаривают, что конечными потребителями тепловой энергии, поставляемой Компанией по сетям Общества, в том числе, являются многоквартирные жилые дома в Северном территориальном округе города Архангельска и деревне Повракульская Приморского района Архангельской области.
Общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, при этом не участвует во взаимоотношениях Компании и ее потребителей. Оно не производит и не поставляет ни коммунальных услуг, ни ресурсов. Перечисленные действия осуществляет Компания в отношении своих потребителей. Общество только предоставляет услуги по передаче тепловой энергии.
Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 по делу N А40-39666/2015 сформулирована правовая позиция, согласно которой, несмотря на то, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"), в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Так, действующее нормативное регулирование отношений по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома (пункт 6.2 статьи 155, пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов, площади отапливаемых помещений и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии. Иных расчетов жилищное законодательство не предусматривает.
Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета установлен Правилами N 354 (пункты 42, 42 (1), формулы 2 приложения 2). Согласно указанным нормам расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.
При этом порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с 07.03.2012 постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (подпункт "е" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 определен порядок исчисления объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, который предусматривает применение для жилых помещений и общедомовых нужд норматива потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных Правилами N 354. При определении объема переданной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения до многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, объем тепловой энергии должен определяться исходя из объема горячей воды по показаниям прибора и норматива на подогрев воды. Показания о фактическом расходе Гкал во внимание приниматься не должны.
На основании подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Таким образом, в предмет исследования по данному делу входило установление обстоятельств, связанных с объемом полезного отпуска, в данном случае это объем, отпущенный истцом конечным потребителям ответчика.
Расчет объемов оказанных услуг по передаче тепловой энергии по объектам потребления - многоквартирным жилым домам осуществляется с применением норм жилищного законодательства, поскольку стоимость услуг по передаче тепловой энергии является составляющей стоимости потребленной тепловой энергии, которую оплачивают конечные потребители.
Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций в спорном периоде Компания должна оплачивать Обществу объем услуги по передаче (доставке) тепловой энергии до объектов своих абонентов, а объем оказанной услуги, оплачиваемой Обществу, должен быть равен объему потребления ресурсов абонентами Компании.
В связи с неправильным применением норм материального права, невыяснением судами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного судебного акта, судебные акты в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в части взыскания с Компании в пользу Общества стоимости услуг по передаче тепловой энергии, оказанных в марте 2020 года.
Для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, поэтому обособленный спор в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в отмененной части в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить объем обязательств Компании, и на основании всестороннего и полного исследования и оценки доказательств установить все существенные для разрешения дела обстоятельства и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт с учетом заявленного Компанией сальдирования встречных обязательств.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А82-7702/2020 отменить в части удовлетворения первоначального иска общества с ограниченной ответственностью "ПАО Тепловая сетевая компания-2" к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" о взыскании 8 905 398 рублей 32 копеек задолженности за услуги по транспортировке тепловой энергии, оказанные в марте 2020 года.
В указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А82-7702/2020 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета установлен Правилами N 354 (пункты 42, 42 (1), формулы 2 приложения 2). Согласно указанным нормам расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.
При этом порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с 07.03.2012 постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (подпункт "е" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 определен порядок исчисления объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, который предусматривает применение для жилых помещений и общедомовых нужд норматива потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных Правилами N 354. При определении объема переданной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения до многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, объем тепловой энергии должен определяться исходя из объема горячей воды по показаниям прибора и норматива на подогрев воды. Показания о фактическом расходе Гкал во внимание приниматься не должны."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф01-5387/21 по делу N А82-7702/2020
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2024 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5324/2024
28.06.2024 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7702/20
25.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5387/2021
13.07.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3031/2021
20.02.2021 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7702/20