г. Нижний Новгород |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А11-281/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
при участии представителей от акционерного общества "Владимирские коммунальные системы": Осокина Т.Ю. по доверенности от 17.12.2020, Бакова В.Н. по доверенности от 09.03.2021 и Опарина А.Н. по доверенности от 27.12.2019 N 476, от государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1": Кучер С.П. по доверенности от 21.01.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.03.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу N А11-281/2020,
по иску государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1" (ИНН: 3329012453, ОГРН: 1033303407114)
к акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (ИНН: 3327329166, ОГРН: 1033301818659)
об обязании пересчитать стоимость энергетического ресурса, поставленного по государственному контракту горячего водоснабжения
и установил:
государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1" (далее - ГКУЗ ВО "ОПБ N1", Больница) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС") об обязании пересчитать стоимость тепловой энергии, поставленной на цели подогрева холодной воды для горячего водоснабжения с марта по ноябрь 2019 года по государственному контракту горячего водоснабжения от 31.12.2018 N 5174.
Суд первой инстанции решением от 24.03.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021, отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ГКУЗ ВО "ОПБ N 1" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что объем тепловой энергии должен определяться, исходя из согласованной в договоре и определенной регулирующим органом расчетной величины расхода данного типа энергетического ресурса, используемого на подогрев холодной воды для оказания услуги по горячему водоснабжению. Истец не согласен с применением судами при определении объема поданного ресурса положений пункта 73 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2014 N 34040, далее - Методика N 99/пр), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), поскольку правоотношения сторон возникли по поводу поставки горячей воды из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения.
АО "ВКС" представило в окружной суд письменный отзыв, в котором отклонило доводы заявителя кассационной жалобы и просило отказать в ее удовлетворении, сославшись на законность и обоснованность судебных актов по настоящему делу.
В судебном заседании окружного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители ответчика - позицию, изложенную в отзыве на нее.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "ВКС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ГКУЗ ВО "ОПБ N 1" (абонент) заключили контракт горячего водоснабжения 31.12.2018 N 5174, по условиям которого ответчик обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном контрактом, а ответчик, в свою очередь, - оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Оплата согласно пункту 8 контракта осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), установленный на момент заключения контракта, составляет: подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения: с 1 января 2019 года - 1 733 рубля 07 копеек/Гкал без учета налога на добавленную стоимость; с 1 июля 2019 года - 1 777 рублей 26 копеек/Гкал без учета налога на добавленную стоимость, холодная вода для целей горячего водоснабжения: с 1 января 2019 года - 23 рубля 86 копеек/кубометр без учета налога на добавленную стоимость; с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 24 рубля 81 копейка/кубометр без учета налога на добавленную стоимость (значение тарифа ориентировочное).
Абонент, согласно пункту 10 контракта, оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным; датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 контракта организация, осуществляющая горячее водоснабжение, имеет право контролировать правильность учета объемов поданной абоненту горячей воды.
Лимиты бюджетных обязательств (объемы бюджетных ассигнований) и внебюджетные расходы по оплате горячей воды на 2019 год указаны в приложении 7 к контракту. В примечаниях приложения N 7 указано, что рекомендуемая расчетная величина расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, составляет 0,056 Гкал/кубометр.
АО "ВКС" с января по ноябрь 2019 года оказало ГКУЗ ВО "ОПБ N 1" услуги по горячему водоснабжению и выставило на оплату счета-фактуры, в том числе, включающие строку "Подогрев холодной воды для целей ГВС" на сумму 3 278 406 рублей 89 копеек.
Больница оплатила стоимость поставленного ресурса в размере 1 973 089 рублей 89 копеек, применив расчетную величину расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - 0,056 Гкал/кубометр.
ГКУЗ ВО "ОПБ N 1", посчитав, что АО "ВКС" с марта 2019 года необоснованно увеличило при расчетах объем поданного энергетического ресурса (определен без учета установленной контрактом расчетной величины расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - 0,056 Гкал/кубометр), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив представленные в дело доказательства, проверив обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, а также заслушав представителей сторон, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Закона о водоснабжении подлежит коммерческому учету.
При этом согласно пункту 3 статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Законом о теплоснабжении.
Под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя в силу пункта 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Вопрос организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя урегулирован федеральным законодателем в статье 19 Закона о теплоснабжении, в соответствии с пунктом 1 которой количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу пункта 3 упомянутой статьи осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, их неисправности либо нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В пункте 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении установлено, что порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем, регулируется правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (разделом IV Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 121 Правил N 1034 в случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение).
Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 114 Правил N 1034).
Пунктом 73 Методики N 99/пр предусмотрено, что количество тепловой энергии, расходуемой на горячее водоснабжение (Qгвс), при отсутствии отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней, определяется по значениям, установленным в договоре, как произведение величины тепловой нагрузки на горячее водоснабжение в соответствии с договором и времени отчетного периода.
Таким образом, приведенными нормативными положениями порядок расчетов с потребителями по договорам горячего водоснабжения урегулирован в следующем порядке: при наличии приборов учета, допущенных в качестве коммерческих, определяющих объемы потребления горячей воды, а также при наличии приборов учета, допущенных в качестве коммерческих, определяющих количество тепловой энергии в составе горячей воды, - с использованием показаний приборов учета; при отсутствии приборов учета (или какого-либо из приборов учета) - по тепловым нагрузкам, указанным в договоре горячего водоснабжения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что объекты истца, на нужды которых в спорном периоде поставлялся энергетический ресурс, оборудованы приборами учета горячей воды, фиксирующими только объемы потребленной воды в куб.м. и не фиксирующими объемы тепловой энергии в составе горячей воды (Гкал).
В соответствии с пунктом 20 контракта расчеты за горячее водоснабжение производятся в соответствии с показаниями приборов учета горячей воды и приборов учета тепловой энергии, установленных у потребителя, или расчетным способом, предусмотренным действующим законодательством.
Расчет платы производится по двухкомпонентному тарифу с использованием показаний приборов учета, передаваемых ежемесячно потребителем в форме рапорта.
Ввиду отсутствия на территории Владимирской области утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды централизованных систем горячего водоснабжения (за исключением населения), расчет платы за компонент "тепловая энергия" осуществляется в соответствии с тепловой нагрузкой.
Ответчик, руководствуясь формулой, содержащейся в пункте 73 Методики N 99/пр, рассчитал объемы поданного энергетического ресурса по тепловой нагрузке, исходя из показателей объема подачи тепловой энергии на 2019 год (Гкал/час), согласованных сторонами в приложении 4 к государственному контракту.
Тепловая нагрузка на горячее водоснабжение (Гкал/час) по всем объектам, указанным в контракте, определялась АО "ВКС" путем деления договорного объема тепловой энергии в составе горячей воды за соответствующий расчетный период на количество часов в сутки и на количество дней соответствующего расчетного периода; тепловая нагрузка на горячее водоснабжение (Гкал/час) по каждому отдельному объекту - как доля тепловой нагрузки по всем объектам, пропорционально подключенной нагрузке каждого объекта (кубометр/час), указанной в приложении 3 к контракту.
Проанализировав представленный АО "ВКС" расчет объема поданной тепловой энергии в составе горячего водоснабжения, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что примененная ответчиком методика соответствует законодательству, в связи с чем основания для перерасчета стоимости поставленного ресурса отсутствовали.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и были ими мотивированно отклонены. Судебные инстанции верно указали на ошибочное понимание истцом условий заключенного с ответчиком контракта, определяющих порядок расчета объемов тепловой энергии в составе горячей воды. Суд округа не обнаружил в жалобе ссылок на обстоятельства, которые не были учтены судами при рассмотрении спора по существу, либо являлись основаниями для отмены принятых по результатам рассмотрения дела судебных актов.
Нормы материального права применены судами двух инстанций верно.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений процессуальных норм, несоблюдение которых, в том числе, влечет безусловную отмену судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу N А11-281/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 114 Правил N 1034).
Пунктом 73 Методики N 99/пр предусмотрено, что количество тепловой энергии, расходуемой на горячее водоснабжение (Qгвс), при отсутствии отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней, определяется по значениям, установленным в договоре, как произведение величины тепловой нагрузки на горячее водоснабжение в соответствии с договором и времени отчетного периода.
...
Ответчик, руководствуясь формулой, содержащейся в пункте 73 Методики N 99/пр, рассчитал объемы поданного энергетического ресурса по тепловой нагрузке, исходя из показателей объема подачи тепловой энергии на 2019 год (Гкал/час), согласованных сторонами в приложении 4 к государственному контракту."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф01-6655/21 по делу N А11-281/2020