г. Нижний Новгород |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А79-2075/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом": Камеловой А.В. (директор, приказ от 01.06.2017 N 811)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.04.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А79-2075/2020
по иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (ИНН: 2128700232, ОГРН: 1052128000033)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" (ИНН: 2122007127, ОГРН: 1132131000132), обществу с ограниченной ответственностью "Управление ЖКХ" (ИНН: 2122006035, ОГРН: 5082131000034)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" (далее - Компания) о взыскании 355 691 рубля 28 копеек долга, 19 224 рублей 85 копеек пеней, начисленных с 17.09.2019 по 31.03.2020.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Алатыря Чувашской Республики; в качестве соответчика - общество с ограниченной ответственностью Управление ЖКХ (далее общество Управление ЖКХ).
Решением от 12.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии частично удовлетворил иск: взыскал с Компании в пользу Общества 355 691 рубль 28 копеек долга и 19 224 рубля 85 копеек пеней, начисленных с 17.09.2019 по 31.03.2020; отказал в удовлетворении остальной части иска.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 4 и 21(1) Правил, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), подпунктом "б" пункта 17, пунктами 31(1) и 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктами 3, 7 и 8 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), правовым подходом, изложенным в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что Компания не имеет статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Алатырь по адресам: улица Сурский тракт, дом 12, микрорайон Стрелка, дома 10 и 37, улица Ленина, дом 27, улица Горшенина, дома 12, 18 и 26. Заявитель жалобы ссылается на переписку Компании и Администрации по вопросу исключения Компании из перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован и не определена управляющая организация. Суды не установили обстоятельства, по которым Компания не была исключена из указанного перечня организаций. В спорный период Компания не приступала к обслуживанию спорных многоквартирных домов и не собирала с собственников помещений этих многоквартирных домов плату за содержание и коммунальные услуги. По мнению заявителя, в силу пункта 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 17, 40, 44 и 45 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги для спорных многоквартирных домов является Общество.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в заседании суда округа.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество (гарантирующий поставщик) и Компания (покупатель) заключили договор энергоснабжения от 30.11.2018 N 21-01/384-4722, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а покупатель обязался оплатить приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Из содержания пунктов 9.1 и 9.2 договора следует, что обязательства по договору начинают исполняться с 00 часов 00 минут 01.11.2018, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств покупателя. Договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по предусмотренным им основаниям, а также по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Администрация города Алатыря Чувашской Республики постановлением от 04.06.2019 N 375 "О назначении временной управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" назначила временные обслуживающие организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления такими домами с 14.06.2019 и до момента заключения договора управления многоквартирными домами по результатам конкурса, указанных в Приложении к постановлению.
В соответствии с Приложением к данному постановлению во временное управление Компании перешли многоквартирные дома, расположенные в городе Алатырь: Сурский тракт, дом 12, микрорайон Стрелка, дома 10 и 37, улица Ленина, дом 27, улица Горшенина, дома 12, 18 и 26.
Компания не подписала дополнительное соглашение от 04.09.2019 к договору энергоснабжения от 30.11.2018 N 21-01/384-4722 о включении в приложение 1 к договору новых точек поставки, а именно многоквартирные дома - Сурский тракт, дом 12, микрорайон Стрелка, дома 10 и 37, улица Ленина, дом 27, улица Горшенина, дома 12, 18 и 26.
С августа по декабрь 2019 года Общество поставило электрическую энергию в целях содержания общего имущества в указанные многоквартирные дома, находящиеся в управлении Компании, что подтверждается расчетными ведомостями энергопотребления, актами снятия показаний общедомовых приборов электрической энергии, расшифровками расчетов начисления по электроснабжению в многоквартирных домах с августа по декабрь 2019 года.
Неисполнение Компанией обязательства по полной и своевременной оплате принятой электрической энергии послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
В свою очередь подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
- собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31 (1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 5 Правил N 1616 определено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616 перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 Правил N 1616, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций. При этом согласно абзацу третьему пункта 8 Правил N 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
Из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616, следует, что исключение из Перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей, а не только включенной в перечень организаций для управления многоквартирным домом, и целью такого порядка актуализации перечня, учитывая положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил N 1616, для защиты гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Компания определена в качестве временной обслуживающей организации в отношении спорных многоквартирных домов в соответствии с Приложением к постановлению администрации города Алатыря Чувашской Республики от 04.06.2019 N 375, опубликованного в Бюллетене города Алатыря Чувашской Республики от 07.06.2019 N 17 (260) и на официальном сайте администрации города Алатыря Чувашской Республики.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору Компанию.
Факт поставки электрической энергии с августа по декабрь 2019 года в спорные многоквартирные дома, ее объем и стоимость Компания не оспаривает. Расчет объема и стоимости электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, суды проверили и признали соответствующим требованиям действующего законодательства.
В отсутствие доказательств оплаты поставленного коммунального ресурса суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Суд округа признал несостоятельной позицию заявителя жалобы о том, что исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов является гарантирующий поставщик (истец), ввиду этого на Компанию не может быть возложена обязанность по оплате электроэнергии, поставленной в спорные многоквартирные дома на общедомовые нужды.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вывод судов о возложении на Компанию обязанности по приобретению и оплате гарантирующему поставщику объема электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, соответствует представленным в материалы дела доказательствам и приведенным нормам.
Неисполнение Компанией обязанности по выставлению к оплате потребителям стоимости объемов электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в силу приведенных норм не является основанием для освобождения ее от исполнения обязательств перед гарантирующим поставщиком.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А79-2075/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.
...
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф01-5952/21 по делу N А79-2075/2020