г. Нижний Новгород |
|
01 декабря 2021 г. |
Дело N А38-1142/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова Александра Юрьевича на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.05.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А38-1142/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова Александра Юрьевича (ИНН: 1215179536, ОГРН: 1141215002158)
о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МариАвтоСервис" (далее - ООО "МариАвтоСервис", Общество) в лице конкурсного управляющего Коновалова Александра Юрьевича (далее - конкурсный управляющий Коновалов А.Ю.) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее - Инспекция, регистрирующий орган), выразившегося в отказе удаления записи о недостоверности адреса Общества в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), обязании Инспекции произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ, касающихся удаления записи о недостоверности адреса Общества, а также о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 21.01.2021 N 1 Р.
Решением суда от 31.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова А.Ю. не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, регистрирующим органом допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Общества и конкурсного управляющего. Наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса Общества препятствует конкурсному управляющему осуществлять свою профессиональную деятельность и создает риск отстранения от должности. Возможность изменения адреса Общества, а также подачи заявления по форме N Р13014 у конкурсного управляющего отсутствовала.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы заявителя; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Дополнительно Управление сообщило, что в настоящее время Инспекция реорганизована в форме присоединения к Управлению, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 31.05.2021.
ООО "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова А.Ю. заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "МариАвтоСервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 31.03.2014; адрес места нахождения организации: город Йошкар-Ола, улица Йывана Кырли, дом 27.
В ходе проведенного Инспекцией осмотра установлен факт отсутствия Общества по месту государственной регистрации (протокол осмотра объекта недвижимости от 02.10.2018 N 1749).
Инспекция направила ООО "МариАвтоСервис" и его учредителю Андросову Д.А. уведомления о необходимости сообщить достоверные сведения об адресе юридического лица или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлены уведомления.
Соответствующие сведения или документы, подтверждающие достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе (месте нахождения) ООО "МариАвтоСервис", в Инспекцию не поступили, поэтому в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице от 12.11.2018 N 2181215205686.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.05.2020 по делу N А38-2318/2019 ООО "МариАвтоСервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 14.09.2020 конкурсным управляющим Общества утвержден Коновалов А.Ю.
Конкурсный управляющий Коновалов А.Ю. 29.09.2020 обратился в Инспекцию с заявлением N МАС-004, в котором просил снять содержащуюся в ЕГРЮЛ пометку о недостоверности адреса (места нахождения) Общества, а также пояснил, что достоверным адресом организации следует считать адрес конкурсного управляющего - 119021, город Москва, улица Тимура Фрунзе, дом 16, строение 3, офис 30.
Инспекция в письме от 05.11.2020 N 04-23/033126 сообщила конкурсному управляющему, что в связи с отсутствием нарушений порядка внесения записи от 12.11.2018 N 2181215205686 о недостоверности сведений в отношении Общества, оснований для ее исключения из ЕГРЮЛ не имеется.
Конкурсный управляющий 27.11.2020 представил в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в котором в качестве нового адреса общества указан адрес: 119021, город Москва, улица Тимура Фрунзе, дом 16, строение 3, офис 30, а также иные необходимые для регистрации документы.
Решением Инспекции от 04.12.2020 N 7125А конкурсному управляющему отказано в государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, включенных в ЕГРЮЛ, в связи с тем, что заявление от 27.11.2020 представлено в регистрирующий орган по утратившей силу форме N Р14001 (с 25.11.2020 для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, необходимо представлять заявления по форме N Р13014, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, который вступил в силу с 25.11.2020).
Решением Управления от 21.01.2021 N 1-Р жалоба конкурсного управляющего Коновалов А.Ю. на бездействие должностных лиц Инспекции оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова А.Ю. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 5, 9, 11, 17, 18, 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу об отсутствии со стороны Инспекции противоправного бездействия, нарушающего права Общества, а также совокупности условий для признания недействительным решения Управления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ подлежат отражению сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (подпункт "в" пункта 1) и сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (подпункт "в.2" пункта 1).
На основании пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, вступившим в силу с 25.11.2020, утверждена форма N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".
Верховным Судом Российской Федерации в решении от 15.09.2020 N АКПИ20-481, согласно которому признана не действующей со дня вступления решения суда в законную силу форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 6), утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, отмечено, что приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14-617@ направлен на приведение в соответствие с требованиями закона форм заявлений, представляемых в регистрирующий орган.
Суды установили, что заявление о государственной регистрации изменений в сведения об адресе ООО "МариАвтоСервис", включенные в ЕГРЮЛ, представлено конкурсным управляющим в регистрирующий орган 27.11.2020 по форме N Р14001, которая с 25.11.2020 утратила силу и на дату ее представления не могла служить основанием для совершения Инспекцией регистрационных действий.
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно отказала конкурсному управляющему Общества в государственной регистрации.
Кроме того, в пункте 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2005 N 13035/04, пункт 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ запрещает производить по решению арбитражного управляющего государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы должника, в отношении которого открыто конкурсное производство, поскольку такой должник по смыслу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Установив, что ООО "МариАвтоСервис" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что при таких фактических обстоятельствах у Инспекции также отсутствовали правовые основания для совершения регистрационных действий в отношении Общества.
Решение Управления от 21.01.2021 N 1 Р об отказе в удовлетворении жалобы конкурсного управляющего на бездействие Инспекции само по себе не нарушает права и законные интересы заявителя. Доказательства того, что данное решение принято Управлением с превышением полномочий или с существенным нарушением процедуры его вынесения, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суды правомерно отказали ООО "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова А.Ю. в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей относится на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А38-1142/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "МариАвтоСервис" в лице конкурсного управляющего Коновалова Александра Юрьевича в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Марий Эл выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что заявление о государственной регистрации изменений в сведения об адресе ООО "МариАвтоСервис", включенные в ЕГРЮЛ, представлено конкурсным управляющим в регистрирующий орган 27.11.2020 по форме N Р14001, которая с 25.11.2020 утратила силу и на дату ее представления не могла служить основанием для совершения Инспекцией регистрационных действий.
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно отказала конкурсному управляющему Общества в государственной регистрации.
Кроме того, в пункте 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2005 N 13035/04, пункт 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ запрещает производить по решению арбитражного управляющего государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы должника, в отношении которого открыто конкурсное производство, поскольку такой должник по смыслу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 декабря 2021 г. N Ф01-6809/21 по делу N А38-1142/2021