г. Нижний Новгород |
|
07 декабря 2021 г. |
Дело N А43-40146/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей от заявителя: Луневой Е.В. (доверенность от 09.02.2021) до перерыва, Бояркина А.В. (доверенность от 20.04.2021) после перерыва, от заинтересованного лица: Рыжова Д.В. (доверенность от 06.07.2021) до и после перерыва,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А43-40146/2020
по заявлению Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
о признании незаконными решения в части и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.11.2020 N 052/01/18.1-2388/2020,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис" и общество с ограниченной ответственностью "Комплексные информационные технологии",
и установил:
Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения (в части) Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - антимонопольный орган, Управление) от 30.11.2020 N 052/01/18.1-2388/2020 и предписания от 30.11.2020 N 052/01/18.1-2388/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис" (далее - Общество) и общество с ограниченной ответственностью "Комплексные информационные технологии" (далее - ООО "КИТ").
Решением суда 03.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению Агентства, представленный Управлением расчет начальной цены предмета аукциона (номер извещения 080920/2598655/02) не отвечает требованиям действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления водного объекта в пользование по результатам аукциона, и фактически освобождает водопользователя от платы за пользование водным объектом за 4 квартал 2030 года.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц в суд не поступили.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании был объявлен перерыв до 07.12.2021.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление поступила жалоба Общества на действия организаторов торгов при проведении и организации открытого аукциона на право заключения договора водопользования без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, размещенном на сайте http://torgi.gov.ru/, номер извещения 080920/2598655/02.
По результатам проверки Управление приняло решение от 30.11.2020 N 052/01/18.1-2388/2020, в соответствии с которым жалоба Общества признана необоснованной; организатор торгов (Агентство) признан нарушившим требования пункта 9 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении торгов".
Управление 30.11.2020 выдало предписание об отмене в срок до 14.12.2020 протоколов, составленных в ходе проведения данных торгов, и аннулировании результатов закупки.
Агентство, полагая, что принятое антимонопольным органом решение в части пункта 2 и, по сути, выданное им предписание не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764 утверждены Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (далее - Правила N 764), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" и Правилами N 230, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Суды установили, что 08.09.2020 заказчик на сайте http://torgi.gov.ru/ разместил извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, номер извещения 080920/2598655/02.
Начальная цена составила - 70 019 рублей 03 копейки, шаг аукциона - 7001 рубль 9 копеек.
В ходе рассмотрения обращения Общества Управление установило, что документацией рассматриваемого аукциона определено, что размер платы за пользование водным объектом по договору составляет: в 2020 году - 968 рублей 12 копеек в год, в том числе, в IV квартале - 968 рублей 12 копеек; в 2021 году - 4459 рублей 22 копейки в год, в том числе, в I, II, III квартале - 1114 рублей 80 копеек, в IV квартале - 1114 рублей 82 копейки; в 2022 году - 5129 рублей 78 копеек в год, в том числе, в I, II, III квартале - 1282 рубля 44 копейки, в IV квартале - 1282 рубля 46 копеек; в 2023 году - 5900 рублей 93 копейки в год, в том числе, в I, II, III квартале - 1475 рублей 23 копейки, в IV квартале - 1475 рублей 24 копейки; в 2024 году - 6789 рублей 42 копейки в год, в том числе, в I, II, III квартале - 1697 рублей 35 копеек, в IV квартале - 1697 рублей 37 копеек; в 2025 году - 7795 рублей 26 копеек в год, в том числе, в I, II, III квартале - 1948 рублей 81 копейка, в IV квартале - 1948 рублей 83 копейки; начиная с 2026 года, расчет платы будет вестись с коэффициентом, определенным в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1509 для года, предшествующего году платежного периода, умноженным на коэффициент; учитывающий фактическое изменение (в среднем год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году платежного периода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764 утверждены Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (далее - Правила N 764).
Платежным периодом признается квартал (пункт 3 Правил N 764).
Расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями (далее - плательщики). Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы (пункт 4 Правил N 764).
Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части (пункт 5 Правил N 764).
Платежной базой для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, является площадь предоставленной акватории водного объекта или его части (пункт 6 Правил).
Пунктом 9 Правил N 230 определено, что начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере платы за пользование водным объектом за весь период действия договора водопользования, но не более чем за 10 лет, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований.
Размер ставок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".
Постановлением N 1509 установлено, что ставки платы за пользование, с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления, если иное не предусмотрено подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, применяются в 2020 году с коэффициентом 2,31; в 2021 году с коэффициентом 2,66; в 2022 году с коэффициентом 3,06; в 2023 году с коэффициентом 3,52; в 2024 году с коэффициентом 4,05; в 2025 году с коэффициентом 4,65; начиная с 2026 года с коэффициентом, определенным в соответствии с настоящим подпунктом для года, предшествующего году платежного периода, умноженным на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году платежного периода.
В рассматриваемом случае, как следует из условий аукционной документации, площадь акватории составляет 0,0055 квадратных километров.
Согласно представленному Управлением расчету размер платы за пользование водным объектом по договору с учетом площади акватории за 10 лет (период с 4 квартала 2020 года по 3 квартал 2030 года включительно) составит 68 070 рублей 21 копейка.
Расчет начальной цены предмета аукциона Управлением произведен в размере платы за пользование водным объектом за период, превышающий 10 лет (включен период с 4 квартала 2020 года по 4 квартал 2030 года), тогда как в силу императивного требования пункта 9 Правил N 230 начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере платы за пользование водным объектом за весь период действия договора водопользования, но не более чем за 10 лет.
При таких обстоятельствах заказчик при расчете цены нарушил требования пункта 9 Правил N 230.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к верному выводу о том, что решение Управления от 30.11.2020 в оспариваемой части и предписание от 30.11.2020 не противоречат положениям действующего законодательства и, соответственно не нарушают права и законные интересы Агентства.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Агентству в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Кодекса и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с Агентства не взыскивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А43-40146/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Платежным периодом признается квартал (пункт 3 Правил N 764).
Расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями (далее - плательщики). Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы (пункт 4 Правил N 764).
...
Размер ставок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".
...
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Кодекса и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 декабря 2021 г. N Ф01-6896/21 по делу N А43-40146/2020