г. Нижний Новгород |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А79-11109/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары": Ильина Д.В. по доверенности от 01.01.2020 N 08-01-13/007
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации города Алатыря Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.06.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по делу N А79-11109/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (ИНН: 2126003807, ОГРН: 1022100971210)
к муниципальному унитарному предприятию "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (ИНН: 2122000210, ОГРН: 1022101628592), администрации города Алатыря Чувашской Республики (ИНН: 2122002506, ОГРН: 1022101630363)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к муниципальному унитарному предприятию "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (далее - Предприятие) и администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее - Администрация) о взыскании в солидарном порядке 22 952 542 рублей 67 копеек задолженности.
Иск основан на статьях 309, 310, 322, 532 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиками обязательств по оплате природного газа, поставленного в сентябре 2020 года в рамках договоров поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7838 и р59-5-7838/333.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии от 10.06.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021, удовлетворил иск, признав доказанным факты поставки газа и его неоплаты ответчиками.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Доводы заявителя жалобы сводятся к указанию на то, что суды неправильно применили статьи 523, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не применили подлежащую применению статью 540 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие в спорном периоде у сторон договорных отношений на поставку природного газа. Договоры поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7838 и р59-5-7838/333 не предусматривали условие о пролонгации срока их действия, что в соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет прекращение обязательств сторон по договору. Дополнительными соглашениями от 20.12.2019 не достигнуто соглашения о продлении срока действия договоров до 31.12.2020.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы, приведенные в кассационной жалобе, и просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспоренных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество (поставщик), Администрация (заказчик) и Предприятие (покупатель) заключили договоры поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7838 и N р59-5-7838/333, по условиям которых поставщик обязуется поставлять с 01.01.2014 по 31.12.2014 газ горючий природный и(или) газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, до сетей газораспределительной организации - ОАО "Чувашсетьгаз" (далее - ГРО) и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ трубопроводов ГРО, технологически связанных с точками подключения, принадлежащих покупателю, к газораспределительным сетям, а покупатель принимать (отбирать) газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения, в соответствии с Приложением 1 к договору, и производить солидарно с заказчиком расчеты за него в соответствии с разделом 5 договора.
Согласованный годовой объем поставки по договору от 31.12.2013 N р59-5-7838 составляет 16 724 195 кубических метров на сумму 91 485 159 рублей 25 копеек, по договору N р59-5-7838/333 составляет 8 039 379 кубических метров на сумму 48 050 836 рублей 42 копейки.
В параграфе 4 договоров стороны согласовали порядок учета газа.
Из пункта 9.1 договоров следует, что они заключены в части поставки газа сроком с 01.01.2014 по 31.12.2014, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Администрация в письме от 20.12.2019 N 4914 направила Обществу дополнительные соглашения от 20.12.2019 к договорам поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7838 и N р59-5-7838/333, подписанные со стороны Администрации и Предприятия, в которых Администрация не исключила свое участие в договоре в целом, а выразила намерение снять с себя обязательства по оплате газа. В свою очередь, Общество направило протоколы разногласий от 27.12.2019 к дополнительным соглашениям от 20.12.2019 к договорам поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7838 и N р59-5-7838/333, в которых выразило несогласие с исключением из договоров положений о солидарной обязанности администрации за поставленный природный газ (письмо от 27.12.2019 N 08-01-05/9777).
Администрация, получив дополнительные соглашения с протоколами разногласий, к поставщику газа не направила каких-либо протоколов урегулирования разногласий к договорам поставки газа и не обратилась в 30-дневный срок в суд с вопросом об их урегулировании.
Во исполнение договоров от 31.12.2013 N р59-5-7838 и N р59-5-7838/333 Общество в сентябре 2020 года поставило Предприятию 317 585 кубических метров природного газа, что подтверждено актами поданного-принятого газа от 30.09.2020 N 7838-Г и 7838-П.
Ненадлежащее исполнение ответчиками обязательства по оплате поданного природного газа, оказанных услуг по его транспортировке и снабженческо-сбытовых услуг послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Из пункта 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании статьи 18 Закона о газоснабжении при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Согласно пункту 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статья 532 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство может возникать на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Правила настоящего Кодекса о поручительстве в силу договора применяются к поручительству, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного поручительством обязательства влечет солидарную ответственность поручителя и должника перед кредитором, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (статья 363 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали доказанным факт поставки природного газа в спорный период на объекты Предприятия, в том числе на объекты социального назначения, в целях обеспечения тепловой энергией населения, его объем и стоимость. Установив, что Предприятие не исполнило обязательство по оплате поставленного природного газа, а Администрация в силу закона и условий договоров поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7838 и N р59-5-7838/333 является лицом, отвечающим солидарно по обязательствам не исполненным покупателем, суды правомерно взыскали задолженность с Администрации в солидарном порядке.
Доказательств, опровергающих сведения Общества об объеме, стоимости и качестве потребленного в спорный период газа, размере задолженности ответчика перед истцом, а также фактической оплате долга, в материалах дела не имеется.
Довод Администрации о том, что спорном периоде правоотношения сторон не регулировались условиями договоров поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7838 и N р59-5-7838/333, поскольку срок действия их истек в декабре 2013 года, был предметом исследования и правовой оценки судов, с которой суд округа согласен. При этом суды учли вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии, в соответствии с которыми с Администрации в солидарном порядке взысканы задолженности за иные периоды по спорным договорам.
Вопреки доводам Администрации заключение муниципального контракта от 12.12.2019 в редакции протокола урегулирования разногласий 26.12.2019 не прекращает действие договоров от 31.12.2013 N р59-5-7838 и от 31.12.2013 N р59-5-7838/333 ни полностью, ни в части несения солидарной обязанности, поскольку Предприятие, являющееся покупателям по указанным договорам, стороной муниципального контракта от 12.12.2019 не является.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2020 N 301-ЭС18-24404, из системного толкования действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует, что его положения не содержат явно выраженного запрета ни на участие муниципального образования в заключении договора поставки энергоресурсов (в частности природного газа), в том числе с возложением солидарных обязательств по оплате, ни на перевод долга от муниципального унитарного предприятия на муниципальное образование.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат условий о признании ничтожными сделок, заключенных без соблюдения предусмотренных в них положений.
То обстоятельство, что Администрация обладает статусом публично-правового образования, само по себе не свидетельствует, что сделка посягает на публичный интерес. Иное нарушало бы принцип равенства участников гражданских правоотношений, закрепленный в статьях 1, 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация несет солидарную ответственность за неисполнение покупателем обязательств по оплате поставленного газа.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность принятых судебных актов и не являются основанием для их отмены или изменения.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по делу N А79-11109/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Алатыря Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2020 N 301-ЭС18-24404, из системного толкования действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует, что его положения не содержат явно выраженного запрета ни на участие муниципального образования в заключении договора поставки энергоресурсов (в частности природного газа), в том числе с возложением солидарных обязательств по оплате, ни на перевод долга от муниципального унитарного предприятия на муниципальное образование.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат условий о признании ничтожными сделок, заключенных без соблюдения предусмотренных в них положений.
То обстоятельство, что Администрация обладает статусом публично-правового образования, само по себе не свидетельствует, что сделка посягает на публичный интерес. Иное нарушало бы принцип равенства участников гражданских правоотношений, закрепленный в статьях 1, 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф01-7114/21 по делу N А79-11109/2020