г. Нижний Новгород |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А43-23231/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
при участии представителя министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области: Казакова П.С. (доверенность от 29.03.2021 N 3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2021, принятое судьей Игнатьевой О.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021, принятое судьями Устиновой Н.В., Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., по делу N А43-23231/2020
по иску департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" (ИНН: 5235007853, ОГРН: 1175275009986)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка
и установил:
департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент, в настоящее время - министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, далее - Министерство) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" (далее - Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009 N 391.
Исковое требование основано на статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.05.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021, удовлетворил иск. В частности, суд дополнил договор пунктом 6.1, согласно которому годовой размер арендной платы составил:
в 2020 году - 4 776 024 рубля 20 копеек;
в 2021 году - 4 958 315 рублей 20 копеек;
в 2022 году - 5 158 835 рублей 30 копеек;
в 2023 - 2027 годах - 5 539 355 рублей 40 копеек;
в 2028 году (до 03.06.2028) - 2 723 910 рублей.
Арендная плата за 2020 год рассчитана с учетом повышающего коэффициента по постановлению Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363, за 2021 - 2028 годы - с учетом повышающего коэффициента по постановлению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318; кроме того, суды двух инстанций соответствующим образом изменили приложения N 2 - 5 договора аренды.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами в части расчета арендной платы и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, истец неправомерно при расчете одного обезличенного кубометра древесины учел коэффициент индексации 1,3; суды неверно применили нормы материального права при проверке расчета арендной платы. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Представитель Министерства в судебном заседании не согласился с доводами заявителя, просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, министерство экологии и природных ресурсов (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Ковернино-Лес" (арендатор) 21.12.2009 заключили договор N 391 аренды лесного участка площадью 3385 гектаров, расположенного в Семеновском районном лесничестве, Красно-Усадском участковом лесничестве, номер государственного учета в лесном реестре N 1097-2009-12. Договор заключен по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, срок аренды - до 20.12.2058.
В соответствии с дополнительным соглашением от 20.03.2018 к договору права и обязанности арендатора по договору перешли к обществу "Узола", впоследствии на основании соглашения от 07.02.2020 к договору - к Обществу.
В соответствии с пунктом 14.3 договора арендатор принял на себя обязательство разработать и представить проект освоения лесов для утверждения в установленном порядке. Проект освоения лесов прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
Приказом Департамента от 04.12.2018 N 2014 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемом ответчиком лесном участке. В соответствии с названным проектом изменились количественные и качественные характеристики насаждений лесного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителя истца, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В силу статей 71 (частей 1 и 3) и 72 (части 1) Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 кодекса.
На основании статьи 73 (частей 1, 2 и 4) Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В статье 74 (частям 1 и 2) Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Согласно статье 74.1 (частей 1 и 3) Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и данным кодексом. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310), постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 1350, от 11.11.2017 N 1363 и от 12.10.2019 N 1318 утверждены коэффициенты к данным ставкам платы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 03.11.2009 N 792 определено, что ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Нижегородской области, в целях аренды в значениях, определенных Постановлением N 310 с учетом коэффициентов индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, с коэффициентом 2,0.
При заключении договора аренды от 21.12.2009 N 391 стороны согласовали порядок изменения арендной платы при изменении товарной структуры изымаемых ресурсов и объема изъятия ресурсов на арендованном лесном участке.
В частности, в пункте 9 договора стороны определили, что размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке при изменении товарной структуры изымаемых ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке или установлении иных ставок платы (новых или дополнительных), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок расчета изменения арендной платы осуществляется следующим образом:
P = (S k)
Q, где
P - арендная плата;
S - ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, сформировавшаяся по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (протокол);
k - коэффициент индексации ставок видов платежей за пользование лесными ресурсами;
Q - нормативный ежегодный объем изъятия лесных ресурсов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковое требование Департамента подлежит удовлетворению.
Проанализировав представленные в дело доказательства, в том числе проект освоения лесов, суды пришли к выводу о наличии существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, являющегося предметом спорного договора и, соответственно, оснований для внесения в него изменений. Предметом договора аренды в рассматриваемом случае является лесной участок, находящийся в собственности Нижегородской области.
Аргумент заявителя о том, что истец неправомерно при расчете одного обезличенного кубометра древесины учел коэффициент индексации 1,3, который был установлен статьей 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", суд округа отклонил с учетом следующего.
Как следует из пункта 9 договора, порядок расчета изменения арендной платы учитывает ставку платы за единицу объема лесных ресурсов, арендная плата сформирована по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Годовой размер арендной платы по результатам аукциона составил 1 086 725 рублей. При этом учет коэффициента 1,3 в данном размере не имеет значение, поскольку по результатам аукциона мог быть определен и иной размер платы, отличный от начальной цены.
Таким образом, ставка платы за единицу объема лесных ресурсов определена истцом и судами верно.
Довод ответчика о том, что из постановления Правительства Нижегородской области от 03.11.2009 N 792 не следует, что в отношении ставок платы подлежат применению коэффициенты индексации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, судом кассационной инстанции также не принимается. В названном постановлении указано, что ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Нижегородской области, в целях аренды определены в значениях, определенных Постановлением N 310, с учетом коэффициентов индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете.
В этой связи следует учитывать, что федеральные законы о федеральном бюджете на данный момент не содержат каких-либо коэффициентов к Постановлению N 310, корректировка значений ставок Постановления N 310 производится другими постановлениями Правительства (в т.ч., от 11.11.2017 N 1363, от 12.10.2019 N 1318), которыми фактически изменяются ставки платы, утвержденные данным Постановлением N 310. С учетом этого, в силу постановления Правительства Нижегородской области ставки подлежат применению с учетом данных изменений.
Иных доводов кассационная жалоба Общества не содержит.
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили иск Департамента.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по делу N А43-23231/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 74.1 (частей 1 и 3) Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и данным кодексом. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310), постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 1350, от 11.11.2017 N 1363 и от 12.10.2019 N 1318 утверждены коэффициенты к данным ставкам платы.
...
Аргумент заявителя о том, что истец неправомерно при расчете одного обезличенного кубометра древесины учел коэффициент индексации 1,3, который был установлен статьей 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", суд округа отклонил с учетом следующего."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2021 г. N Ф01-7424/21 по делу N А43-23231/2020