Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Проект) подготовлен на основании практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве), вступившего в силу в октябре 1997 года. Последняя показала, что несмотря на достаточно полное регулирование процедуры исполнительного производства, имеются вопросы, которые по прошествии времени, в течение которого действует Федеральный закон "Об исполнительном производстве" требуют дополнительного законодательного регулирования, а также разъяснения и толкования. Это касается, в первую очередь, возможности продления исполнительного производства, правил исчисления сроков совершения исполнительных действий, рассмотрения вопросов о приостановлении и прекращении исполнительного производства, регулирования процедуры наложения ареста на ценные бумаги, проведения оценки имущества, на которое обращено взыскание, очередности удовлетворения требований кредиторов, а также иных вопросов.
Проект предусматривает внесение дополнения в статью 2 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которым к законодательству Российской Федерации об исполнительном производстве относятся также и нормативные правовые акты, приняты в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
В настоящее время Закон об исполнительном производстве содержит норму, по смыслу которой денежные средства, используемые для удовлетворения требований взыскателя, должны быть получены последним лично. Но на практике это осложняется тем, что взыскателю для того, чтобы доехать до службы судебных приставов, зачастую необходимо потратить гораздо больше, чем размер взыскиваемой суммы. В связи с этим представляется необходимым закрепить в Законе об исполнительном производстве норму, в соответствии с которой при возбуждении исполнительного производства взыскатель обязан открыть счет в банке или иной кредитной организации для перечисления денежных средств, используемых для удовлетворения его требований. Кроме того, Проект путем внесения в пункт 3 статьи 9 дополнения, закрепляющего обязанность судебного пристава - исполнителя указывать в постановлении о возбуждении исполнительного производства реквизиты счета, открытого взыскателем.
Существующая на сегодняшний день норма пункта 5 статьи 9 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав - исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении, трактуется судебными приставами - исполнителями таким образом, что ходатайство о наложении ареста на имущество должника в качестве меры по обеспечению исполнения может быть заявлено взыскателем только в момент возбуждения исполнительного производства. В связи с этим, а также в целях защиты прав и законных интересов взыскателей Проектом предлагается исключить из пункта 5 статьи 9 слова "одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства", что позволит взыскателям заявлять подобное ходатайство на любой стадии исполнительного производства.
Внесение дополнения в пункт 3 статьи 11 продиктовано необходимостью перелома сложившейся практики, при которой очень часто обжалуются действия судебного пристава - исполнителя, составившего акт о недостаточности имущества должника, по основаниям отсутствия оценки такого имущества, подтверждающего его недостаточность.
Практика применения Закона об исполнительном производстве показала, что зачастую судебные приставы - исполнители не могут уложиться в двухмесячный срок исполнительного производства, предоставленный им по закону. Причем необходимо отметить, что данное обстоятельство ни в коей мере не связано с нерадивостью судебных приставов - исполнителей и ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей. Представляется, что двухмесячный срок исполнительного производства, в течение которого необходимо произвести, в том числе, розыск должника, его имущества и другие действия, сопряженные с тратой большого количества времени, необоснованно мал и подлежит увеличению. Проектом предлагается увеличить этот срок до четырех месяцев.
Проектом предоставляется возможность судебным приставам - исполнителям продлевать срок исполнительного производства, но не более, чем на одни# месяц. Внесение данного положения продиктовано защитой интересов судебных приставов - исполнителей, ограниченных рамками сроков исполнительного производства, которых реально зачастую не хватает для своевременного и эффективного совершения исполнительных действий.
Проектом предлагается ограничить возможность судебного пристава - исполнителя откладывать совершение исполнительных действий по одному и тому же обстоятельству до двух раз.
Практика применения Закона об исполнительном производстве показала, что судебным приставам - исполнителям необходимо предоставить право приостанавливать и прекращать исполнительное производство, поскольку существующая сегодня процедура приостановления и прекращения только на основании определения суда, в который должен обратиться судебный пристав - исполнитель при наличии оснований для приостановления и прекращения исполнительного производства, необоснованно затягивает исполнительное производство, снижая его эффективность. Проектом предлагается внести нормы, в соответствии с которыми и приостановление, и прекращение осуществляется на основании постановления судебного пристава - исполнителя. Кроме того, все нормы Закона об исполнительном производстве, касающиеся приостановления и прекращения исполнительного производства, приведены в соответствии с вносимыми изменениями.
Проект устанавливает в статье 27 Закона об исполнительном производстве дополнительное основание окончания исполнительного производства, а именно, невозможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
На практике сложилась ситуация, при которой прокуратура требует, чтобы имелось доказательство предоставления сторонам и их представителям материалов исполнительного производства, последние обязаны написать заявление с просьбой предоставить им документы, в присутствии судебного пристава - исполнителя. Поскольку в Законе об исполнительном производстве ни о чем подобном не говорится. Проектом предлагается внести в статью 31 соответствующее дополнение.
Проект содержит положения о внесении изменений в статью 42 Закона об исполнительном производстве, регулирующую взаимодействие судебных приставов - исполнителей с работниками милиции, в соответствии с которыми работники милиции должны оказывать содействие судебным приставам - исполнителям при исполнении ими своих служебных обязанностей в любых обстоятельствах.
Статья 50 Закона об исполнительном производстве содержит ссылку на Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание при исполнении исполнительных документов. Однако, действующий на сегодня подобный документ, являющийся Приложением к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР устарел. В связи с этим Проектом предлагается Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, приведенный в соответствии с реальной ситуацией.
Проектом предлагается исключить пункт 8 статьи 51 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которым арест на ценные бумаги налагается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и дополнить Закон об исполнительном производстве статьей 51-1, непосредственно регулирующей особенности наложения ареста на ценные бумаги. Представляется, что действующий Порядок наложения ареста на ценные бумаги, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 934, не в полной мере учитывает специфику такого вида имущества как ценные бумаги. Кроме того, закрепление подобных норм непосредственно в Законе отвечает цели исполнительного производства, коей является эффективное и своевременное исполнение исполнительных документов.
Проектом предлагается внести изменения и дополнения в статью 52 Закона об исполнительном производстве, которой определяется порядок оценки имущества, на которое обращено взыскание. На сегодняшний день сложилась практика, когда судебный пристав - исполнитель проводит оценку имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 52 и при этом при реализации имущества специализированные организации вторично назначают оценку с привлечением специалиста-оценщика, хотя пункт 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве ограничивает случаи обязательного назначения оценщика для определения стоимости имущества. В связи с этим часты случаи обжалования результатов оценки, проведенной судебным приставом - исполнителем, а также действий специализированных организаций, осуществляющих реализацию арестованного имущества. Во избежание негативных последствий, возникающих при подобном трактовании нормы. Проектом предлагается внести дополнение, в соответствии с которым оценка судебного пристава - исполнителя носит предварительный характер, а назначение оценщика является обязательным во всех случаях. Кроме того, Проектом определяется судьбы имущества, признанного при проведении оценки неликвидным.
Поскольку Закон об исполнительном производстве не содержит положений, которыми судебным приставам - исполнителям следует руководствоваться при исполнении исполнительных документов в отношении солидарных должников, что вызывает на практике множество вопросов, представляется целесообразным дополнить его статьей 55-1, регулирующей особенностях исполнения подобных исполнительных документов.
Установленная Законом об исполнительном производстве очередность ареста имущества на имущество должника-организации, является лишь тормозом для исполнительного производства. Например, автотранспортное средство относится к имуществу, на которое арест налагается в первую очередь. Если оно находится в розыске, который может длиться бесконечно, принудительно изъять его невозможно, а наложить арест на другое имеющееся у должника имущество, отнесенное Законом к следующей очереди, нельзя. Подобные проблемы существуют и с дебиторской задолженностью, выявление и оценка которой чрезвычайно сложны, а она также относится к имуществу, арест на которое налагается в первую очередь. В связи с этим Проект содержит дополнение в статью 59 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которым в случае невозможности ареста и реализации имущества должника - организации предыдущей очереди осуществляется арест и реализация имущества следующей очереди.
В связи с признанием Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 30 июля 2001 года N 13-П) не соответствующим Конституции Российской Федерации положения пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве в части формальной неопределенности понятия "уважительные причины" и положения пункта 1 статьи 77 Закона об исполнительном производстве в последний Проектом вносятся соответствующие изменения и дополнения. А именно: пункт 1 статьи 81 дополняется определением понятия "уважительные причины", а пункт 1 статьи 77 излагается в новой редакции, в соответствии с которой денежная сумма (в том числе полученная путем реализации имущества должника), взысканная судебным приставом - исполнителем с должника, используется для удовлетворения требований взыскателя, из оставшейся после удовлетворения требований взыскателя денежной суммы оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий.
Проектом предлагается запретить перечисление денежных средств, причитающихся взыскателю, по его просьбе третьим лицам (статья 77 Закона об исполнительном производстве).
Проектом положения статьи 78 Закона об исполнительном производстве в части очередности удовлетворения требований граждан, являющихся кредиторами банков или иных кредитных организаций приводятся в соответствие с положения статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии со статьей 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав - исполнитель может налагать штрафы только на должника, не являющегося банком или иной кредитной организацией. В случае неисполнения исполнительного документа банком или иной кредитной организацией штраф может наложить только суд, что существенно осложняет и часто затягивает исполнительное производство. В связи с этим Проектом предлагается внести изменения в статью 86 Закона об исполнительном производства, в соответствии с которым неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для вынесения постановления о наложении на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа непосредственно судебным приставом - исполнителем.
Представляется, что принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" будет способствовать дальнейшему повышению эффективности исполнительного производства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует затрат, финансируемых из федерального бюджета, иных бюджетов и внебюджетных фондов.
Изменения и дополнения
в законодательство Российской Федерации в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует внесения изменений и дополнений в федеральные законы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.