Нижний Новгород |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А43-8380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Анфимовой А.А.
(доверенность от 29.07.2021 N 515-1873/2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кстовская домоуправляющая
компания"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.07.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021
по делу N А43-8380/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кстовская
домоуправляющая компания" (ИНН: 5250046906, ОГРН: 1095250001585)
о признании незаконными постановления и представления Государственной
жилищной инспекции Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кстовская домоуправляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 11.03.2021 N 515-05-74-2021 по делу об административном правонарушении и представления от 11.03.2021 N 515-05-74-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 01.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 решение суда оставлено без удовлетворения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета России по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению выявленных нарушений, поэтому основания для привлечения к административной ответственности и выдачи представления отсутствовали. Суды необоснованно не снизили размер назначенного штрафа до 125 000 рублей. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, в том числе многоквартирных домов, расположенных по адресам: Нижегородская область, город Кстово, улица Кстовская, дом 23 (МКД 23) и улица 40 лет Октября дом 14а (МКД 14а).
Инспекция в связи с обращением граждан о ненадлежащем содержании общего имущества МКД 02.02.2021 провела внеплановую выездную проверку Общества на предмет соблюдения обязательных лицензионных требований.
В ходе проверки установлено несоблюдение Обществом требований, установленных в части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в подпункте "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), в пунктах 3.2.8, 3.2.9, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.3, 4.8.4, 4.8.5, 4.8.6, 4.8.7, в абзаце 2 пункта 5.3.1, в пункте 5.2.3 Правил N 170, в пункте 15 приложения N 1, в подпункте "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В нарушение указанных норм Обществом не соблюдена периодичность ремонта подъездов 3, 4, 5 и 6 МКД 23. В указанных подъездах с 1 по 5 этаж имеется локальное отслоение штукатурного и окрасочного слоя стен и потолка, частично отсутствует керамическая напольная плитка, имеются трещины от сопряжения лестничных маршей, стен, выбоины ступеней на лестничных площадках. В подъездах 3, 5 на 5 этаже имеются сухие следы пролития с кровли на потолке и стенах.
В жилом помещении 36 МКД 14а температура воздуха составила +16,5 °С, что не соответствует нормативным значениям (замеры выполнены термометром контактным цифровым ТК-5.06, заводской номер 2096502, дата поверки 22.09.2020). Результаты проверки отражены в акте от 25.02.2021 N 515-05-74-2021.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 02.03.2021 N 515-05-74-2021.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении Инспекция приняла постановление от 11.03.2021 N 515-05-74-2021 о назначении наказания в виде штрафа в размере 152 600 рублей.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Обществу выдано представление от 11.03.2020 N 515-05-74-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Общество оспорило постановление и представление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Кодекса, Положения N 1110, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил N 170 и 354, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, снижения размера назначенного штрафа или замены его на предупреждение, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу. Суд также пришел к выводу о законности оспариваемого представления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного кодекса.
На основании части 1 статьи 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Кодекса).
В статье 193 Кодекса установлены лицензионные требования к лицензиату.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 193 Кодекса помимо требований, перечисленных в пунктах 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.
В подпунктах "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 предусмотрено, что, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Кодекса; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу части 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям.
На основании части 2 статьи 162 Кодекса по договору управления управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом; оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме; осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме. К такому имуществу, в частности, относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, инженерное оборудование.
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Из подпунктов "а", "д (2)" и "ж" пункта 11 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с пунктом 3.2.9 Правил N 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В силу пункта 4.8.1 Правил N 170 неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
В пункте 4.8.4 Правил N 170 предусмотрено, что заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми.
Зазоры между лестничным маршем и стеной следует заделывать цементным раствором. Исправлять сколы в валиках проступей рекомендуется путем применения готовых вставок или бетонирования на месте.
В каменных ступенях поврежденные места следует вырубать и заделывать вставками из камня.
Из пункта 4.8.5 Правил N 170 следует, что замена поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках новыми должна производиться немедленно после обнаружения дефектов.
В пункте 5.2.1 Правил N 170 определено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В соответствии с пунктом 5.2.3 Правил N 170 температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами. При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2 - 3 градуса С.
В пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что должна быть обеспечена нормативная температура воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Факт несоблюдения Обществом требований действующего законодательства при содержании общего имущество спорных многоквартирных домов судами установлен, подтвержден материалами дела.
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ или замены штрафа на предупреждение суды не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды не усмотрели оснований для снижения размера административного штрафа, назначенного Обществу ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Проверив законность вынесенного Управлением представления, суды правомерно приняли во внимание разъяснения, приведенные в пункте 20.1 Постановлении N 10.
Учитывая, что оспариваемое Обществом представление вынесено Управлением в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, и в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях Общества административным органом доказан, указанное представление обоснованно признано судами соответствующим действующему законодательству.
Довод Общества об указании Инспекцией в качестве нарушенных норм пунктов 5.31 и 5.3.2 Правил N 170 отклоняется, поскольку указанная техническая ошибка не является существенным нарушением, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не повлияла на вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения. В акте проверки, протоколе и постановлении имеется описание выявленных нарушений.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу N А43-8380/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кстовская домоуправляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ или замены штрафа на предупреждение суды не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды не усмотрели оснований для снижения размера административного штрафа, назначенного Обществу ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Проверив законность вынесенного Управлением представления, суды правомерно приняли во внимание разъяснения, приведенные в пункте 20.1 Постановлении N 10.
Учитывая, что оспариваемое Обществом представление вынесено Управлением в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, и в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях Общества административным органом доказан, указанное представление обоснованно признано судами соответствующим действующему законодательству."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 декабря 2021 г. N Ф01-7280/21 по делу N А43-8380/2021