Нижний Новгород |
|
20 декабря 2021 г. |
Дело N А29-1672/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
индивидуального предпринимателя Филистовича Олега Леонидовича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021,
принятое судьей Изъюровой Т.Ф., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Паниным Н.В.,
по делу N А29-1672/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Филистовича Олега Леонидовича
(ИНН: 110115486080, ОГРНИП: 306110926400046)
о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, изложенного в письме от 30.12.2020 N 02-10-8426, об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов,
и установил:
индивидуальный предприниматель Филистович Олег Леонидович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство), изложенного в письме от 30.12.2020 N 02-10-8426, об отказе в заключении договора аренды лесного участка площадью 3461 гектар, расположенного в
Ловлинском участковом лесничестве Летского лесничества муниципального района "Прилузский" (кварталы N 36 - 39, 67 - 71, 89, 99 - 104), на новый срок без проведения торгов, а также об обязании Министерства заключить такой договор.
Заявленные требования основаны на статьях 433 и 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 8, 71, 73.1, 74 и 93 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что решение Министерства, по мнению Предпринимателя, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 18.05.2021, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу о том, что срок обращения для заключения договора аренды лесного участка пропущен; объективных препятствий для обращения за таким продлением не установлено.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, срок на обращение за заключением нового договора им не был пропущен; суды двух инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что срок действия договора следует исчислять с даты его подписания (21.01.2011); суды не учли положения статей 425, 433 и 609 Гражданского кодекс Российской Федерации и статью 93 Лесного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что срок действия договора аренды необходимо исчислять с 19.02.2011, а пункт 6.2 договора (в отношении конкретной даты окончания срока действия договора) не подлежал учету судов. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.12.2021.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, на основании протокола о результатах лесного аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 29.12.2010 N 11/10 Комитет лесов Республики Коми (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Предприниматель (арендатор) 21.01.2011 заключили договор аренды лесного участка N 23.
Согласно данному договору арендодатель передает во временное пользование (аренду), а арендатор принимает находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 3461 гектар, имеющий местоположение: муниципальный район "Прилузский", Летское лесничество, Ловлинское участковое лесничество, кварталы N 36 - 39, 67 - 71, 89, 99 - 104. Данный лесной участок является частью земельного участка площадью 422 296 гектаров с кадастровым номером 11:01:0000000:84, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности. Срок действия договора составляет 10 лет. Договор подлежит обязательной государственной регистрации в течение 30 дней после его подписания и вступает в силу с момента государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 7.2).
В разделе 6 договора установлено, что срок действия договора составляет 10 лет. Срок окончания договора 20 января 2021 года. Договор вступает в силу с момента государственной регистрации (пункт 6.3).
Лесной участок передан арендатору для использования в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению N 3 к Договору (пункт 1.5). В пункте 3.4.2 стороны согласовали, что арендатор обязан подписать акт приема-передачи лесного участка в пятидневный срок с момента государственной регистрации договора аренды. Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора, после государственной регистрации настоящего договора (пункт 3.3 договора).
Государственная регистрация договора проведена 19.02.2011.
Предприниматель в письме от 11.12.2020, полученным Министерством 15.12.2020, обратился с просьбой продлить срок аренды участков лесного фонда, переданных ему для заготовки древесины по договору, на новый срок (десять лет) без проведения торгов (электронного аукциона) или заключить новый договор на аналогичных условиях, то есть без проведения электронных торгов.
В письме от 30.12.2020 Министерство отказало Предпринимателю в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в связи с несвоевременным предоставлением заявления о заключении такого договора, приложив протокол заседания аукционной комиссии от 30.12.2020 N 1/70, в котором приведено соответствующее решение.
Также 28.12.2020 в Министерство поступило обращение Предпринимателя, в котором он сообщил об истечении срока действия договора 20.01.2021, а также о необходимости в соответствии с договором своевременно подать заявление на продление аренды до истечения срока предыдущего договора, т.е. до 21.11.2020. Однако в связи с эпидемиологической ситуацией, своей болезнью и болезнью своих сотрудников новой коронавирусной инфекцией в осенний период времени данное условие не было выполнено в установленный срок. При этом желание продлить договор аренды обусловлено тем, что на арендованном участке до настоящего времени ведутся лесозаготовительные работы. В ответ на данное обращение Министерство в письме от 30.12.2020 подтвердило свое решение об отказе в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов, предложив Предпринимателю предоставить заявление о выставлении лесного участка на аукцион.
Посчитав решение Министерства незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа принял настоящее постановление с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспоренного решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 71 (пункте 2 части 1, частях 3 и 4) Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.
В соответствии со статьей 72 (частями 1, 3 и 4) Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 кодекса. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 кодекса. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
В силу статьи 73.1 (частей 1, 4 - 6) Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения договора, кроме случаев, установленных частью 3 данной статьи и частью 1 статьи 74 кодекса.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого кодекса. Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим кодексом.
На основании статьи 74 (частей 1 - 3) Лесного кодекса Российской Федерации, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано не ранее чем за три месяца и не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее.
В срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления уполномоченный орган рассматривает его и проверяет наличие (отсутствие) оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 данной статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
В рассмотренном деле существенным обстоятельством являлось установление даты окончания действия спорного договора.
При отказе в удовлетворении требований суды обеих инстанций исходили из того, что в пункте 6.2 спорного договора аренды лесных участков от 21.01.2011 N 23 стороны согласовали срок его окончания - 20.01.2021. Сам Предприниматель при обращении с заявлением, предусмотренным в пункте 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, указал на пропуск срока его подачи ввиду эпидемиологической ситуации, его болезни и болезнью своих сотрудников новой коронавирусной инфекцией; в досудебных обращениях к Министерству подтверждал пропуск соответствующего срока. И поскольку срок для обращения с данным заявлением, исходя из даты окончания срока договора, указанной в пункте 6.2 договора, начался 20.10.2020 и истек 20.11.2020, а обращение Предпринимателя имело место 11.12.2020, то суды заключили, что Министерство правомерно отказало в заключении договора на новый срок.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
В силу части 3 статьи 72 и части 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату проведения аукциона и заключения договора аренды от 21.01.2011 N 23), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. Согласно части 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данный порядок установлен приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48. В соответствии с названным порядком договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет в том числе, в случае предоставления по договору аренды лесного участка для целей заготовки древесины (подпункт "а" пункта 3 и пункт 9).
Согласно протоколу заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 29.12.2010 N 11 по лоту N 10 предметом аукциона являлось право на заключение договора аренды спорного лесного участка Ловлинского участкового лесничества Летского лесничества, общей площадью 3461 гектар, со сроком аренды на 10 лет. Победителем признан Предприниматель (листы дела 59 - 60).
В договоре аренды лесного участка от 21.01.2011 N 23 определено, что данный договор заключен в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации на основании вышеназванного протокола о результате лесного аукциона (пункт 1.1).
Стороны согласовали следующий условия: срок действия настоящего договора составляет 10 лет (пункт 6.1); договор вступает в силу с момента его государственной регистрации (пункт 6.3) и данный договор подлежит обязательной государственной регистрации в течение 30 дней после его подписания и вступает в силу с момента государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 7.2); арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договорам после его государственной регистрации и подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка и представления арендодателю разработанного проекта основания лесов (пункт 3.3.1); арендатор обязан подписать акт приема-передачи в течение 5 дней с момента государственной регистрации договора аренды (пункт 3.4.1); передача лесного участка осуществляется по акту приема-передачи лесного участка, предусмотренному Приложением 5 к договору; указанный акт подписывается сторонами в течение 5 дней с момента государственной регистрации договора аренды (пункт 7.4).
Однако, в пункте 6.2 договора стороны указали, что срок окончания договора - 20 января 2021 года (листы дела 11-23), и данное условие противоречит перечисленным условиям договора.
Заявитель в судах первой и апелляционной инстанций указывал на неверное определение срока окончания договора аренды, ссылался на необходимость исчисления срока договора аренды с момента его государственной регистрации.
В силу статьи 433 (пункта 3) Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. На основании статьи 609 (пункта 2) Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии со статьей 93 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В пункте 43 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил следующее.
Условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями кодекса, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 кодекса).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Это значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно, если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения. Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что государственная регистрация договора произведена 19.02.2011. Анализ поименованных условий договора показал, что условия договора аренды от 21.01.2011 N 23 содержат противоречия, в том числе противоречат условиям аукционной документации, которой определен срок аренды 10 лет.
Так, условиями договора определены: срок действия договора 10 лет, момент вступления договора в силу - момент его государственной регистрации, передача лесного участка - после государственной регистрации договора. Однако пункт 6.2 содержит указание на то, что срок окончания договора приходится на 20.01.2021.
Суд округа счел, что данное условие договора является ничтожным, как не соответствующее требованиям закона (статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции на дату заключения договора), в силу чего не подлежит применению в настоящем споре, а срок действия договора подлежит определению на основании закона, результатов торгов и иных условий договора. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иной подход к толкованию договора неизбежно приводит к нарушению закона, поскольку срок действия договора аренды и самой аренды будет составлять менее 10 лет, в то время как договор заключается на срок от десяти до сорока девяти лет (часть 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора. Применение пункта 6.2 противоречит всем остальным условиям договора (пункты 3.3.1, 3.4.1, 6.1, 6.3, 7.2 и 7.4). Суды первой и апелляционной инстанций при толковании условий договора аренды лесного участка от 21.01.2011 N 23 неправомерно, без достаточных на то оснований отдали приоритет условию договора, которое при системном толковании условий договора противоречит ему.
С учетом того, что срок действия договора (срок аренды по результатам торгов) составляет 10 лет, данный договор был зарегистрирован 19.02.2011, то следует признать, что договор аренды оканчивает свое действие 19.02.2021, а не 20.01.2021, как указали суды. В силу этого, с учетом пункта 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции), Предприниматель для заключения договора аренды на новый срок должен был обратиться в период с 19.11.2020 по 19.12.2020.
Суды установили, что Предприниматель с просьбой продлить срок аренды участков лесного фонда обратился к Министерству в письме от 11.12.2020, полученного последним 15.12.2020, то есть в пределах срока, установленного в пункте 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для отказа в заключении договора аренды на новый срок, которые предусмотрены в части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации суды не установили, а Министерство в обжалованном решении от 30.12.2020 N 02-10-8426 и аукционная комиссия в протоколе то 30.12.2020 N 1/70 не указали и не установлено.
С учетом установленных обстоятельств решение Министерства от 30.12.2020 N 02-10-8426 следует признать незаконным.
На основании статьи 201 (части 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
Согласно статьям 287 (пункту 2 части 1) и 288 (части 1, пункту 2 части 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются, в том числе, нарушение либо неправильное применение норм материального права. Неправильным применением норм материального права является, в том числе, применение закона, не подлежащего применению. Суд кассационной инстанции вправе, в том числе, отменить решение и постановление полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применена норма права.
Поскольку суды неправильно применили статьи 431, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, но обстоятельства были установлены правильно, суд округа пришел к выводу о том, что решение и постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
Согласно статье 201 (пункту 3 части 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения должно содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным полностью или в части, и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом срока рассмотрения заявления, установленного в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, суд округа считает необходимым установить месячный срок для устранения допущенного нарушения путем направления Предпринимателю Филистовичу проекта договора аренды лесного участка на новый срок.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства в Предпринимателя подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей за подачу иска, и по 150 рублей за подачу апелляционной и кассационной жалобы (всего 600 рублей).
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (часть 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Филистовича Олега Леонидовича удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу N А29-1672/2021 отменить.
Признать решение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, изложенное в письме от 30.12.2020 N 02-10-8426, об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов незаконным.
Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в течение одного месяца направить индивидуальному предпринимателю Филистовичу Олегу Леонидовичу проект договора аренды лесного участка площадью 3461 гектар, расположенного в Ловлинском участковом лесничестве Летского лесничества муниципального района "Прилузский" (кварталы N 36 - 39, 67 - 71, 89, 99 - 104) на новый срок.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в пользу индивидуального предпринимателя Филистовича Олега Леонидовича 600 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что Предприниматель с просьбой продлить срок аренды участков лесного фонда обратился к Министерству в письме от 11.12.2020, полученного последним 15.12.2020, то есть в пределах срока, установленного в пункте 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для отказа в заключении договора аренды на новый срок, которые предусмотрены в части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации суды не установили, а Министерство в обжалованном решении от 30.12.2020 N 02-10-8426 и аукционная комиссия в протоколе то 30.12.2020 N 1/70 не указали и не установлено.
...
Поскольку суды неправильно применили статьи 431, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, но обстоятельства были установлены правильно, суд округа пришел к выводу о том, что решение и постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
...
С учетом срока рассмотрения заявления, установленного в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, суд округа считает необходимым установить месячный срок для устранения допущенного нарушения путем направления Предпринимателю Филистовичу проекта договора аренды лесного участка на новый срок.
...
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу N А29-1672/2021 отменить."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2021 г. N Ф01-6924/21 по делу N А29-1672/2021