Нижний Новгород |
|
22 декабря 2021 г. |
Дело N А29-10785/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2021.
Решение изготовлено в полном объеме 22.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего судьи Чижова И.В.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Балабан Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН: 1103006077, ОГРН: 1121103001062) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 по делу N А29-12728/2019,
заинтересованные лица - Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН:1103007560, ОГРН: 1131103000214)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее - ООО "Воркутинские ТЭЦ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 по делу N А29-12728/2019 в сумме 20 000 рублей.
Доводы заявителя основаны на положениях Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениях, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", практике Европейского Суда по правам человека.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Финансовое управление) и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет).
Общество в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило размер заявленных требований и просило взыскать с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 20 363 рубля 67 копеек и проценты годовых от суммы компенсации по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды, увеличенной на три процента, с момента истечения указанного трехмесячного срока и до полной уплаты суммы компенсации, а также расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 6000 рублей. Поскольку изменение заявителем размера компенсации в данном случае не противоречит закону и не нарушает права других лиц, уточненные требования приняты окружным судом.
Финансовое управление и Комитет в отзывах на заявление указали на совершение ими всех возможных действий, направленных на исполнение судебного акта, включая многочисленные обращения в адрес руководства региона, Совета муниципального образования городского округа "Воркута" и других органов. Несвоевременное исполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 по делу N А29-12728/2019 не связано с неправомерными действиями Финансового управления или Комитета, поскольку исполнение судебных актов ограничено размером выделенных бюджетных средств на указанные цели; руководитель финансового органа не обладает полномочиями самостоятельно вносить изменения в сводную бюджетную роспись без участия главных распорядителей бюджетных средств.
Финансовое управление представило переписку с Правительством Республики Коми и главой региона, свидетельствующую о неоднократном обращении муниципального образования с просьбой обеспечить дополнительное финансирование; просило суд учесть сводные сведения о задолженности по исполнительным документам, находящимся на исполнении у Финансового управления, срок исполнения по которым наступил.
Лица, участвующие в деле, определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.10.2021 о принятии заявления о присуждении компенсации к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания, судебного заседания, получили.
Определением от 18.11.2021 суд округа завершил подготовку дела по заявлению о присуждении компенсации и назначил дело к судебному разбирательству на 15.12.2021.
Суд округа удовлетворил ходатайства Финансового управления и Комитета о рассмотрении заявления в отсутствие их представителей.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, представителя в судебное заседание не направило.
Исследовав материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Коми в виде резолютивной части от 13.11.2019 по делу N А29-12728/2019 с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета за счет средств казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 6" взыскано 188 522 рубля 50 копеек задолженности и 5844 рубля расходов по оплате государственной пошлины.
По заявлению ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 6" составлено мотивированное решение от 25.11.2019.
Указанное решение суда первой инстанции в соответствии со статьями 180 (часть 3) и 229 (части 3, 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступило в законную силу 17.12.2019. ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 6" 24.12.2019 выдан исполнительный лист серии ФС N 030831976.
ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 6" (цедент) на основании договора цессии от 08.04.2020 N 2/2020т уступило ООО "Воркутинские ТЭЦ" (цессионарию) право требования к Комитету задолженности в общей сумме 194 396 рублей 50 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 15.09.2020 по делу N А29-12728/2019 произведена замена первоначального истца (взыскателя) - ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 6" на его правопреемника - Общество.
Общество с сопроводительным письмом от 21.10.2020 N 119/8446 направило исполнительный лист серии ФС N 030831976 на исполнение в Финансовое управление. Исполнительный лист получен Финансовым управлением 27.10.2020.
Письмом от 27.01.2021 N 228 Финансовое управление уведомило Общество о неисполнении требований исполнительного документа в связи с недостаточностью соответствующих бюджетных ассигнований, а также о том, что исполнительный лист останется на регистрации в Финансовом управлении до полного исполнения.
Неисполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 по делу N А29-12728/2019 послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением, в котором за нарушение права на исполнение в разумный срок указанного судебного акта оно просит присудить компенсацию в размере 20 363 рублей 67 копеек (с учетом уточнения требований).
Рассмотрев доводы заявителя и заинтересованных лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации (часть 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 7 Постановления о компенсации разъяснено, что право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, в том числе в порядке перехода прав кредитора другому лицу по сделке (уступка требования), в связи с чем право на компенсацию имеет только лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве, или лицо, в пользу которого выдан исполнительный лист.
В случае процессуальной замены лица его правопреемником в спорном материальном правоотношении обстоятельства, связанные с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок, имевшие место до перехода прав к правопреемнику, не могут являться основанием для удовлетворения его требования о присуждении компенсации.
Поскольку право требования уплаты спорной задолженности перешло к ООО "Воркутинские ТЭЦ" на основании определения о процессуальном правопреемстве от 15.09.2020 по делу N А29-12728/2019 Арбитражного суда Республики Коми, заявитель вправе требовать присуждения компенсации за неисполнение в разумный срок судебного акта по делу N А29-12728/2019 с даты процессуальной замены взыскателя - 15.09.2020.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление о компенсации) разъяснено, что для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд округа установил, что начало срока для исполнения судебного акта в рассматриваемом случае следует исчислять с 27.10.2020, и он истек 27.01.2021.
Согласно части 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзацу первому пункта 40 Постановления о компенсации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд устанавливает факт нарушения данного права исходя из доводов, изложенных в заявлении, но не ограничиваясь ими, а также из достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 46 Постановления о компенсации действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета.
В силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации, присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Исследовав материалы дела во взаимосвязи и в совокупности, суд округа пришел к выводу о том, что исполнительный лист серии ФС N 030831976, выданный Арбитражным судом Республики Коми 24.12.2019, своевременно представлен в Финансовое управление (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации); заявление взыскателя содержит все необходимые реквизиты.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 55, 56.1 Постановления о компенсации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
В отношении разумного срока исполнения судебного акта Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что задержка менее года в исполнении решения о присуждения денежной выплаты в принципе совместима с Конвенцией, тогда как более длительная задержка на первый взгляд представляется неразумной. Однако эта презумпция может быть отклонена при наличии особых обстоятельств и с надлежащим учетом упомянутых критериев "разумности" (постановление от 01.07.2014 по делу "Герасимов и другие (Gerasimov and Others) против Российской Федерации", § 169).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд округа пришел к выводу о том, что общая продолжительность неисполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 по делу N А29-12728/2019, исчисляемая с даты поступления исполнительного листа в Финансовое управление (27.10.2020) на дату принятия решения по настоящему делу (15.12.2021) составила 415 дней, то есть более года.
Такой срок исполнения судебного акта не соответствует критерию разумности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 Постановления о компенсации, установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, установленного решением суда. Этот же принцип применим к сложностям, которые могут возникнуть в межбюджетных отношениях между получателями средств федерального бюджета, а также иным затруднениям, связанным, в том числе, с бюджетными проверками и согласованиями. Очевидно, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана, но задержка не может быть такой, чтобы нарушала саму суть права, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции. Финансовые трудности, испытываемые государством, не должны были препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные суммы, присужденные в результате судебного разбирательства. Не приняв в течение значительного периода времени необходимых мер для исполнения вступившего в законную силу судебного решения, власти лишают заявителя права на судебное разбирательство и препятствуют получению денежных средств, на которые заявитель был вправе рассчитывать (постановления: от 07.05.2002 по делу "Бурдов (Burdov) против России", § 35; от 28.09.2006 по делу "Чернышов и 11 других (Chernyshov and 11 others) против Российской Федерации", § 14;
от 28.09.2006 по делу "Сильченко (Silchenko) против Российской Федерации", § 45;
от 05.10.2006 по делу "Лазарев (Lazarev) против Российской Федерации", § 17).
Вместе с тем, как указано в пункте 60 Постановления о компенсации, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
Таким образом, определение размера компенсации основано на оценке доказательств.
Финансовое управление в обоснование своих возражений ссылается на то, что принимаемые муниципальным образованием меры по оптимизации и эффективности использования материальных и финансовых ресурсов не позволяют в полном объеме исполнить муниципальные расходные обязательства в реализации имеющихся полномочий по причине недостаточности доходов и несбалансированности бюджета района, что привело к образованию кредиторской задолженности. Считает необходимым учитывать специфику региона как моногорода.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд округа при определении размера компенсации и возможности применения дополнительной меры в виде взыскания процентов годовых от присужденной суммы компенсации исходит из следующего.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 N ?668-р муниципальное образование городской округ "Воркута" внесен в перечень моногородов
с наиболее сложным социально-экономическим положением.
В решении Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 22.06.2020 N 764 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Воркута" на период до 2035 года" указано, что одной из проблем муниципального образования городского округа "Воркута" является постоянный отток населения в другие регионы, в результате чего происходит рост пустующего жилищного фонда, расходы по содержанию которого возлагаются на муниципальное образование и превышают 500 миллионов рублей в год.
В целях сокращения неэффективных расходов местного бюджета на содержание избыточной инфраструктуры разработана и реализуется программа "Комплексное градоэкономическое преобразование города Воркуты".
Ежегодно на очередной финансовый год и плановый период администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" определяется бюджетная политика, главными ориентирами которой являются обеспечение платежеспособности муниципального образования городского округа "Воркута", соответствия параметров бюджета региона ограничениям, установленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации, устранение риска неисполнения финансовых обязательств, поддержание сбалансированности муниципального бюджета.
Из материалов следует, что администрация муниципального образования городского округа "Воркута" с начала 2020 года неоднократно обращалась за оказанием финансовой поддержки региону в Правительство Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, к главе Республики Коми.
Вопрос о предоставлении субсидий на оплату расходов по содержанию пустующего муниципального жилищного фонда и увеличения расходной части бюджета Республики Коми неоднократно выносился на рассмотрение Правительственной бюджетной комиссии.
Законом Республики Коми от 16.12.2019 N 99-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" бюджету муниципального образования городского округа "Воркута" были предусмотрены дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме 570 364,6 тысяч рублей на 2020 год, 493 792,9 тысяч рублей на 2021 год, 496 335 тысяч рублей на 2022 год, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета в объеме 265 133,1 тысяч рублей на 2020 год, а также выделены бюджетные ассигнования по предоставлению субсидий на оплату муниципальным учреждениям расходов по коммунальным услугам в объеме 148 364,1 тысяч рублей на 2020 год, 154 167,7 тысяч на 2021 год и 160 203,6 тысяч на 2022 год.
В соответствии с Законом Республики Коми от 21.12.2020 N 93-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" муниципальному образованию городской округ "Воркута" распределена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 558 888,5 тысяч рублей на 2021 год, 496 335 тысяч рублей на 2022 год, 484 513,9 тысяч рублей на 2023 год, а также дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета в размере 220 608,7 тысяч рублей на 2021 год. Кроме того, выделены бюджетные ассигнования по предоставлению субсидий на оплату муниципальным учреждениям расходов по коммунальным услугам в объеме 103 662,2 тысяч рублей на 2021 год, 108 838,2 тысяч рублей на 2022 год, 108 838,2 рублей на 2023 год.
В связи со снижением прогнозируемого значения налоговых и неналоговых доходов решениями, принятыми Правительственной бюджетной комиссией в 2020 году при формировании предельных объемов бюджетных ассигнований на 2021 год плановый период 2022 - 2023 годов в рамках составления проекта республиканского бюджета Республики Коми, не были учтены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии на оплату расходов по содержанию незаселенного муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем муниципальному образованию городского округа "Воркута" в 2020 году был предоставлен бюджетный кредит для погашения долговых обязательств муниципальных образований в Республике Коми в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, в сумме 100 миллионов рублей со сроком погашения до 25.12.2020.
В целях оказания финансовой помощи по вопросам, связанным, в том числе, с взысканием с муниципального образования городского округа "Воркута" задолженности по содержанию пустующего муниципального жилищного фонда Правительством Республики Коми было принято решение о реструктуризации денежных обязательств по бюджетным кредитам местным бюджетам в 2020 году.
Высвободившиеся денежные средства были направлены Финансовым управлением на погашение задолженности по исполнительным листам согласно очередности по срокам их исполнения.
В 2021 году Правительственной бюджетной комиссией было принято решение о предоставлении муниципальному образованию городского округа "Воркута" дополнительной финансовой поддержки из республиканского бюджета Республики Коми в виде субсидии на оплату расходов по исполнительным документам по взысканию задолженности за содержание незаселенного муниципального жилого фонда в размере 150 миллионов рублей.
Контрольно-счетная палата Республики Коми в ответ на обращение администрации муниципального образования городского округа "Воркута" подтвердила, что предусмотренный объем бюджетных ассигнований не покрывает задолженности муниципалитета. При проведении финансово-экономической экспертизы проекта Закона Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" было установлено, что по состоянию на 01.10.2021 сумма задолженности муниципального образования за содержание пустующего муниципального фонда составила 659 857,5 тысяч рублей, бюджету муниципального образования предъявлены к взысканию исполнительные документы на сумму 417 967,5 тысяч рублей (письмо от 01.11.2021 N 01-16/758).
Между тем в сравнении с предыдущим периодом показатель задолженности с просрочкой исполнения более года по отношению к общей сумме задолженности по состоянию на конец 2021 года свидетельствует о положительной динамике в сторону уменьшения задолженности по исполнительным документам.
Согласно письму Министерства финансов Республики Коми от 21.04.2021 проблема содержания пустующего муниципального фонда на территории Республики Коми обсуждалась в ходе встречи главы республики Уйба В.В. с Первым заместителем министра финансов Российской Федерации Горниным Л.В., состоявшейся 03.02.2021. Кроме того, Министерством финансов Республики Коми в марте 2021 года направлены обращения в адрес представителей от Государственного совета и Правительства Республики Коми, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об оказании содействия в решении вопроса о выделении из федерального бюджета финансовой помощи на содержание пустующего муниципального фонда для северных территорий Российской Федерации и для Республики Коми в частности.
Министерство финансов Республики Коми в письме от 21.05.2021 N 05-13/2666 указало, что вопрос о возможности оказания финансовой поддержки бюджету муниципального образования городского округа "Воркута" на оплату расходов по содержанию незаселенного муниципального жилищного фонда в 2021 году будет рассмотрен при подготовке проекта Закона Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" и при условии поступления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета и (или) поступления дополнительных доходов. Возможными способами оказания финансовой помощи из республиканского бюджета являются предоставление субсидии в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации или иного межбюджетного трансферта в соответствии со статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае принятия положительных решений по вопросу выделения средств республиканского бюджета, вопрос оказания финансовой поддержки в 2021 году будет рассмотрен в форме иного межбюджетного трансферта, в 2022 - 2024 годах - в форме субсидии.
Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" просила Министерство финансов Республики Коми подготовить проект о внесении изменений в Закон Республики Коми от 28.06.2005 N 69-РЗ "О дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) в Республике Коми", касающихся методики распределения дотаций бюджетам муниципальных образований, а именно о включении в расчет индекса расходов показателя объема пустующего муниципального фонда.
Таким образом, из представленной Финансовым управлением переписки с Правительством Республики Коми, Министерством финансов Республики Коми усматривается, что проблема содержания пустующего муниципального фонда доведена до сведения уполномоченных органов всех уровней власти, в том числе федеральных, признается ими, носит социально значимый характер, однако с учетом предельного уровня дефицита республиканского бюджета предоставление нецелевой финансовой помощи бюджету муниципального образования на указанные цели невозможно.
Кроме того, в письме от 28.09.2020 Министерство финансов Республики Коми указало, что республиканский бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов утвержден с предельным уровнем дефицита. В условиях ухудшения социально-экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году прогнозируется значительное снижение объема поступления налогов в бюджет Республики Коми (более чем на 20 процентов в сравнении с показателями 2019 года).
В условиях пандемии государство вынужденно оказывать дополнительную поддержку наиболее уязвимым отраслям экономики и гражданам.
Так, Законом Республики Коми от 08.05.2020 N 12-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми" с 01.01.2020 произведено снижение налоговых ставок на 50 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Пандемия коронавируса, безусловно, сказалась на национальной экономике государства, в том числе на формировании доходной части бюджетов всех уровней страны, что не может не учитываться при оценке действий Финансового управления по исполнению расходной части бюджета применительно к погашению задолженности по исполнительным листам.
В марте 2019 года администрация муниципального образования городского округа "Воркута" направила в Экспертный совет по устойчивому развитию моногородов на 2020 год предложения о внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, предполагающих освобождение муниципального образования от уплаты взносов на капитальный ремонт при наличии пустующих муниципальных помещений в многоквартирном доме, в которых нет перспектив заселения, а также изменений в федеральные законы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", раздел XV(I) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Администрация муниципального образования городской округ "Воркута" также обращалась к главе Республики Коми с предложением выйти с законотворческой инициативой на федеральный уровень и внести в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнения, касающиеся освобождения ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающих тепло-, водо-, электроснабжение муниципальных пустующих жилых и нежилых помещений, от уплаты НДС.
В письмах об оказании финансовой помощи администрацией муниципального образования городской округ "Воркута" неоднократно отмечалось, что проблема долговых обязательств, связанных с содержанием пустующего муниципального фонда, ставит под сомнение возможность подготовки к предстоящему отопительному сезону, что в условиях тяжелых климатических условий сопряжено с безопасностью жизнеобеспечения населения.
Следует также учесть, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2021 по делу N А29-3559/2021 Обществу отказано в признании незаконным бездействия Финансового управления, выразившегося в неисполнении решения суда по делу N А29-8273/2019. При принятии решения суд исходил из того, что Финансовым управлением были приняты все возможные меры, направленные на погашение задолженности: в течение 2020 - 2021 годов Финансовое управление инициировало мероприятия по увеличению расходных лимитов на погашение задолженности по исполнительным документам.
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд округа применительно к значимости последствий просрочки исполнения судебного акта для взыскателя и с учетом обстоятельств производства по исполнению решения суда пришел к выводу о том, что требование о присуждении компенсации подлежит удовлетворению частично, в сумме 9900 рублей. При этом, принимая во внимание указанную специфику муниципального образования городского округа "Воркута", активные действия должника по исполнению судебного акта в условиях пандемии, а также сокращение общего количества судебных актов, находящихся на исполнении более года, суд округа счел, что основания для установления судебной неустойки (процентов годовых за неисполнение судебного акта) отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении арбитражного суда указывается на распределение судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления о присуждении компенсации. Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления о присуждении компенсации в сумме 6000 рублей (подпункт 14 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) относятся на муниципальное образование.
Руководствуясь статьями 167, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 по делу N А29-12728/2019 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН:1103007560, ОГРН: 1131103000214) за счет средств бюджета муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН: 1103006077, ОГРН: 1121103001062) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 9900 рублей и расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 6000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" N 40702810300000005953 в филиале "Газпромбанк" (акционерное общество) в г. Санкт-Петербурге, корреспондентский счет N 30101810200000000827, БИК 044030827.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Администрация муниципального образования городской округ "Воркута" также обращалась к главе Республики Коми с предложением выйти с законотворческой инициативой на федеральный уровень и внести в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнения, касающиеся освобождения ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающих тепло-, водо-, электроснабжение муниципальных пустующих жилых и нежилых помещений, от уплаты НДС.
...
Следует также учесть, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2021 по делу N А29-3559/2021 Обществу отказано в признании незаконным бездействия Финансового управления, выразившегося в неисполнении решения суда по делу N А29-8273/2019. При принятии решения суд исходил из того, что Финансовым управлением были приняты все возможные меры, направленные на погашение задолженности: в течение 2020 - 2021 годов Финансовое управление инициировало мероприятия по увеличению расходных лимитов на погашение задолженности по исполнительным документам.
...
заявление общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 по делу N А29-12728/2019 удовлетворить частично."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2021 г. N Ф01-6295/21 по делу N А29-10785/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2021 Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6295/2021