Нижний Новгород |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А82-14818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Стригачевой Д.Н. (доверенность от 29.12.2020),
от заинтересованного лица: Артамонова А.О. (доверенность от 23.08.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Хартия"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021
по делу N А82-14818/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хартия"
(ИНН: 7703770101, ОГРН: 1127746462250)
о признании незаконными и отмене решения и предписания
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Щербаков Алексей Валентинович, Павлова Наталия Владимировна, Ступина Надежда Владимировна, Ермакова Татьяна Федоровна, Павлинова Нина Геннадьевна, Романова Лариса Ивановна и Серебренникова Валентина Ивановна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) о признании незаконными и отмене решения от 09.06.2020 по делу N 076/01/10-485/2019, которым действия Общества, выразившиеся в необоснованном отказе потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, признаны ущемляющими права неопределенного круга потребителей и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), и вынесенного на его основании предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Щербаков Алексей Валентинович, Павлова Наталия Владимировна, Ступина Надежда Владимировна, Ермакова Татьяна Федоровна, Павлинова Нина Геннадьевна, Романова Лариса Ивановна и Серебренникова Валентина Ивановна.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" и пункт 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По мнению Общества, размер платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из количества собственников помещения. Временное отсутствие собственника по месту нахождения помещения основанием для перерасчета не является.
Общество указывает, что часть обращений граждан к спорному нарушению не относятся, к большинству обращений не приложены документы, которые не свидетельствует о временном отсутствии потребителя в жилом помещении.
Кроме того, Общество не является исполнителем коммунальной услуги. Доказательства злоупотребления Обществом доминирующим положением на рынке, а также факт занятия доминирующего положения, Управление в материалы дела не представило. Управление не исследовало процентное соотношение границ товарного рынка исходя из количества многоквартирных домов, в которых исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.12.2021.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Представитель Управления в судебном заседании не согласился с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление на основании обращений граждан по вопросу отказа Общества потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела Управление установило, что с 01.09.2018 услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой, единый тариф на которую устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
На территории Ярославской области статус регионального оператора присвоен Обществу.
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и Общество заключили соглашение от 23.05.2018 N 7 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 1 которого зона деятельности регионального оператора определена по административной границе Ярославской области.
Согласно аналитическому отчету по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2019 в географических границах Ярославской области Общество является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с долей равной 100 процентов.
В 2019 году в Общество поступали заявления граждан по вопросу начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе о перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
К части заявлений представлены следующие документы: копии квитанций на оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения с "нулевыми" данными; договоры на предоставление коммунальных услуг на определенный период времени (например, для осуществления поливомоечных работ); технические паспорта на жилые дома; паспорта с указанием места регистрации; выписки из домовой книги; справки, выданные территориальными администрациями, управляющими организациями, органами внутренних дел; переписка с органами государственной власти и органами местного самоуправления и другие документы.
В ответах на заявления граждан Общество указало на отсутствие оснований для перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, обосновывая его тем, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом расчет производится в соответствии с пунктом 148 (36) Правил N 354.
Управление указало, что единый ответ указанного содержания Общество давало вне зависимости от представления или непредставления с обращениями доказательств, которые, по мнению заявителей, подтверждают период временного отсутствия.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Общество указало, что граждане не представили документы, подтверждающие период временного отсутствия обратившихся потребителей. Представленные документы не подтверждают период временного отсутствия.
В 2020 году в ответах на заявления граждан о перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами Общество дополнительно указывало на необходимость представления документов, указанных в пунктах 92 и 93 Правил N 354.
Управление пришло к выводу, что исходя из положений пунктов 33, 86, 90 - 93, 95 и 148 (24) Правил N 354 потребитель, имеющий в собственности несколько жилых помещений, не лишен права на перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае его временного отсутствия в жилом помещении при предъявлении подтверждающих документов, перечень которых является открытым (вид такого документа определяется потребителем самостоятельно).
Из ответов Общества, данных в 2019 году, не следовало, что заявителям указано на необходимость представления таких документов в порядке, установленном в пункте 92 Правил N 354.
Управление установило, что нарушение требований, установленных в Правилах N 354, позволило Обществу укрепить доминирующее положение на товарном рынке, а также получить необоснованные преимущества. Не реагируя надлежащим образом на обращения (заявления) потребителей на перерасчет платы, Общество имело необоснованную возможность получать с потребителей денежные средства за поставляемый ресурс в полном объеме.
Действия Общества, выразившееся в неправомерном (необоснованном) отказе потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, признаны ущемлением прав неопределенного круга потребителей и нарушением части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Решением Управления от 17.06.2020 по делу N 076/01/10-485/2019 Общество признано нарушившим антимонопольное законодательство.
На основании принятого решения Обществу выдано предписание в срок до 15.07.2020 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в неправомерном (необоснованном) отказе потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, а в срок до 17 сентября 2020 года устранить последствия установленного нарушения антимонопольного законодательства путем рассмотрения надлежащим образом с учетом норм действующего законодательства всех поступивших до 09 июня 2020 года заявок потребителей, имеющих в собственности несколько жилых помещений, на перерасчет платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым Общество необоснованно отказало в перерасчете.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 135-ФЗ, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами N354, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу необоснованности Обществом отказа в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В настоящем деле суды пришли к выводу о том, что нарушение статьи 10 Закона N 135-ФЗ выразилось в необоснованных отказах Общества потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с ТКО.
Между тем данный вывод суда не соответствует действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном данными правилами порядке расчет размера платы за предоставленную услугу. При наличии оснований - производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 148 (24) Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе, требовать в случаях и порядке, которые установлены данными правилами, изменения размера платы за данную услугу за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
На основании пункта 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с данными правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В соответствии с пунктом 148 (44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII данных правил.
Из приведенных норм следует, что перерасчета размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил N 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.
В части 11 статьи 155 Кодекса предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 56 (2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2018 N АКПИ18-238 пункт 56 (2) Правил N 354 признан соответствующим части 11 статьи 155 Кодекса.
В соответствии с пунктом 148 (36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N АКПИ19-967 отказано в признании данного пункта недействующим.
На основании изложенного неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета. Следовательно, не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В пункте 148 (44) Правил N 354 предусмотрено право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия). Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119 и от 16.11.2020 N 309-ЭМ20-17358.
Таким образом, суд округа приходит к выводу, что спорное решение Управление основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, решение и предписание Управления от 17.06.2020 - признанию незаконным.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А82-14818/2020 отменить.
Признать незаконными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17.06.2020 по делу N 076/01/10-485/2019.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Хартия" 3000 рублей расходов по государственной пошлине за подачу заявления, 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 148 (36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N АКПИ19-967 отказано в признании данного пункта недействующим.
...
В пункте 148 (44) Правил N 354 предусмотрено право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия). Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119 и от 16.11.2020 N 309-ЭМ20-17358."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф01-7121/21 по делу N А82-14818/2020