Нижний Новгород |
|
23 декабря 2021 г. |
Дело N А39-981/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителей
от истца: Черашева Р.В. (доверенность от 06.12.2021),
от ответчика: Кинзакова И.И. (доверенность от 29.10.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Промкомбинат"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.05.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021
по делу N А39-981/2021
по иску Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (ИНН: 1326194787, ОГРН: 1051326063942)
к обществу с ограниченной ответственностью "Промкомбинат"
(ИНН: 1308082336, ОГРН: 105130800553)
о возмещении вреда окружающей среде
и установил:
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Промкомбинат" (далее - Общество) о возмещении вреда, причиненного в результате самовольного снятия и уничтожения почвы на лесных участках, в размере 10 516 585 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.05.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, материалами дела не подтвержден факт негативного воздействия на окружающую среду, поскольку ответчик своими действиями лишь улучшил лесной водоем, углубив его, а восстановление существовавшей дороги относилось к мероприятиям по поддержанию охотничьей инфраструктуры; установление факта совершения ответчиком административного правонарушения не свидетельствует о доказанности наличия вреда окружающей среде; сумма убытков необоснованно рассчитана с применением поправочного коэффициента, который установлен в отношении платы за единицу древесины, заготавливаемой в лесах, а не при подсчете ущерба; площадь земельных участков не подтверждена.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Министерство и Общество заключили охотхозяйственное соглашение от 30.12.2019 N 51, по условиям которого ответчик (охотпользователь) обязался обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Министерство обязалось предоставить в аренду на срок действия соглашения земельные участки и лесные участки, расположенные на территории Зубово-Полянского муниципального районов Республики Мордовия, и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
В пункте 2.1.2 соглашения описываются границы охотничьего угодья.
Площадь охотничьих угодий составляет 8540,3 га (пункт 2.1.3 соглашения).
Соглашение действует с 30.12.2019 по 29.12.2068 (пункт 5.1 соглашения).
В рамках указанного соглашения охотпользователь принял на себя обязательства, предусмотренный в пункте 6.2 соглашения, а именно: применять при пользовании охотничьими ресурсами способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания охотничьих ресурсов, создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, возмещать вред, причиненный охотничьим ресурсам, вред, причиненный окружающей среде в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, вред, причиненный личности, имуществу гражданина или юридического лица.
Использование охотпользователем земельных участков на территории предоставленных ему в пользование охотничьих угодий осуществляется в соответствии с действующим земельным и лесным законодательством (пункт 8.5 соглашения).
При проведении лесничим Зубовского участкового лесничества ГКУ РМ "Зубовское территориальное лесничество" мероприятий по патрулированию в лесах обнаружено, что на лесных участках, расположенных в кварталах N 75 (выделы N 6, 24) и N 74 (выдел N 5) Зубовского участкового лесничества Зубовского территориального лесничества на общей площади 8712,4 квадратного метра совершено самовольное снятие грунта (по периметру), на всей территории произведена раскорчевка кустарников и планировка. Данные нарушения зафиксированы в акте от 21.10.2020 N 107.
По результатам проведенной проверки Министерство составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 17.12.2020 N 6 и вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 21.12.2020 N 6/2020/56 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 200 000 рублей.
В целях компенсации вреда, причиненного Обществом лесному фонду в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6.1, 8, 9, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил иск. Суд пришел к выводу о причинении ответчиком вреда, выразившегося в негативном изменении состояния окружающей среды, и наличии оснований для взыскания с него спорной суммы убытков.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (часть 1). Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса (часть 2). Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (часть 3). Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730.
Как разъяснено в пунктах 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды). По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе акт по результатам проведения мероприятий по патрулированию в лесах от 21.10.2020 N 107, протокол об административном правонарушении от 17.12.2020 N 6, постановление по делу об административном правонарушении от 21.12.2020 N 6/2020/506, суды пришли к выводу, что факт причинения Обществом вреда лесному фонду, выразившемуся в незаконном снятии и выемки грунта, а также раскорчевке кустарников на территории Зубовского территориального лесничества на общей площади 8712,4 квадратного метра, противоправность и вина причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между данными противоправными действиями Общества и наступившими вредными последствиями подтверждены материалами дела.
Суды проверили расчет ущерба в сумме 10 516 585 рублей и признали его правильным, выполненным на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (пункта 6 приложения N 3), постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (применена ставка платы за единицу объема березы в сумме 75,78 рубля, таблица 1), постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (применен коэффициент 2,62).
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Министерства, взыскав с Общества ущерб в заявленном размере.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу N А39-981/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промкомбинат" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Промкомбинат".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды проверили расчет ущерба в сумме 10 516 585 рублей и признали его правильным, выполненным на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (пункта 6 приложения N 3), постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (применена ставка платы за единицу объема березы в сумме 75,78 рубля, таблица 1), постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (применен коэффициент 2,62)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 декабря 2021 г. N Ф01-7561/21 по делу N А39-981/2021