г. Нижний Новгород |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А29-1156/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Беляцкой Елены Александровны на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по делу N А29-1156/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Беляцкой Елены Александровны (ОГРНИП: 313110631900040, ИНН: 110600375000)
о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ОГРН: 1061106001395, ИНН: 1106020111) и
об обязании устранить допущенное нарушение,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск",
и установил:
индивидуальный предприниматель Беляцкая Елена Александровна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Администрация) по постановке земельного участка, предоставленного в аренду под строительство магазина розничной торговли по договору аренды от 01.07.2015 N 4436/2015, на государственный кадастровый учет и по оформлению права муниципальной собственности на него и обязании устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы незаконным бездействием органа местного самоуправления по государственному учету земельного участка и государственной регистрации прав муниципальной собственности на него, что лишает Предпринимателя возможности осуществить государственный учет принадлежащего ему объекта незавершенного строительства и государственную регистрацию права на него.
Суд первой инстанции по правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Комитет).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 19.05.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021, отказал в удовлетворении заявления Предпринимателя.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Кассатор в жалобе выражает несогласие с выводом судов о том, что спорный земельный участок не принадлежит муниципальному образованию городскому округу "Усинск", поскольку Администрация распорядилась участком - предоставила его Предпринимателю, приняла от заявителя встречное обеспечение и поставила участок на государственный кадастровый учет (временно). По мнению Предпринимателя, совокупное толкование выводов суда первой инстанции о том, что часть земельного участка без проведения кадастрового учета не может быть передана в аренду (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды") и суда апелляционной инстанции о возможном прекращении временного характера сведений о спорном участке путем регистрации на него права следует расценивать как признание судами незаконным бездействия Администрации.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Комитет отклонили доводы заявителя, посчитав обжалованные судебные акты законными и обоснованными, попросили оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Окружной суд удовлетворил ходатайства Администрации и Комитета о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия их представителей.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установили суды, на основании постановления Администрации от 30.12.2014 N 2985 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Беляцой Елене Александровне земельного участка в аренду" (далее - Постановление N 2985) Администрация (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор аренды от 01.07.2015 N 4436/15 земельного участка общей площадью 0,3793 гектара, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под строительство магазина розничной торговли декоративными, отделочными и хозяйственными материалами с подъездной автодорогой", расположенного по адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Промышленная (пункт 1.2 договора).
Договор заключен сроком до 13.07.2015 и применяется к правоотношениям сторон, возникшим с 14.07.2014 (пункты 2.1 и 2.2 договора)
Из пункта 4 Постановления N 2985 следует, что Предпринимателю необходимо было обеспечить постановку на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка.
Предприниматель, полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении действий по постановке земельного участка, предоставленного заявителю в аренду, на государственный кадастровый учет и неоформлении права муниципальной собственности на него, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), действующего на момент вынесения Постановления N 2985 и заключения договора от 01.07.2015 N 4436/15 кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
При этом статьей 16 Закона о кадастре не ограничен круг заявителей, имеющих право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости.
Суды установили, что Предприниматель в нарушение пункта 4 Постановления N 2985 не обращался в уполномоченный орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации от 24.02.2016 N 259 утверждена новая схема расположения земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 11:15:0101017:11 на шесть участков. Согласно пункту 4 указанного постановления спорный земельный участок площадью 3793 квадратных метра в 2016 году был поставлен на государственный кадастровый учет обществом с ограниченной ответственностью "Управление архитектуры и градостроительства". Спорный участок имел статус "временный".
В части 4 статьи 24 Закона о кадастре, действовавшей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 Закона о кадастре), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Из части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
Предприниматель, как владелец спорного земельного участка, не лишен был возможности осуществить государственную регистрацию права аренды на участок для смены временного статуса земельного участка на актуальный и в дальнейшем обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на государственный учет объекта незавершенного строительства.
В этой связи суды обоснованно отклонили доводы Предпринимателя о бездействии Администрации по постановке земельного участка, предоставленного заявителю в аренду, на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как установлено арбитражными судами при рассмотрении настоящего спора, из материалов дела не усматриваются основания для отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером 11:15:0101017:147 к собственности муниципального образования городского округа "Усинск". Администрация, наделенная правом распоряжаться земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, предоставив спорный участок Предпринимателю, не нарушила норм действующего законодательства.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что Предприниматель не доказал незаконность бездействия Администрации, выразившегося в неоформлении права муниципальной собственности на земельный участок, предоставленный в аренду заявителю по договору от 01.07.2015 N 4436/2015.
Предприниматель, в судах трех инстанций указывал на невозможность реализации им прав собственника объекта незавершенного строительства в связи с бездействием Администрации, однако не представил доказательств исполнения принятых обязательств по договору аренды земельного участка, совершения действий по формированию предоставленного ему земельного участка и оформления на него прав.
При изложенных обстоятельствах арбитражные суды обоснованно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Администрации.
Доводы заявителя кассационной жалобы приводились им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и получили соответствующую оценку в оспариваемых судебных актах.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по делу N А29-1156/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Беляцкой Елены Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 24 Закона о кадастре, действовавшей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 Закона о кадастре), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Из части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2022 г. N Ф01-7557/21 по делу N А29-1156/2021