г. Киров |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А29-1156/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беляцкой Елены Александровны
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2021 по делу N А29-1156/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Беляцкой Елены Александровны (ОГРНИП 313110631900040, ИНН 110600375000)
к администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ОГРН 1061106001395; ИНН 1106020111),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ОГРН 1061106003232, ИНН 1106020249),
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Беляцкая Елена Александровна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Беляцкая Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - ответчик, Администрация) по постановке земельного участка, предоставленного в аренду под строительство магазина розничной торговли по договору аренды N 4436/2015, на государственный кадастровый учет и по оформлению права муниципальной собственности на него, обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что передача ответчиком заявителю части земельного участка без предварительного проведения кадастрового учета переданной части участка является прямым нарушением пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Кроме того, заявитель полагает, что материалами дела подтверждается наличие на земельном участке принадлежащего Предпринимателю объекта недвижимости. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы заявителя.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.07.2015 между Администрацией и Предпринимателем заключен договор N 4436/15 аренды земельного участка (т. 1, л. д. 44-48). Договор заключен на основании постановления Администрации от 30.12.2014 N 2985 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Беляцой Елене Александровне земельного участка в аренду" (т. 1, л. д. 43).
Как следует из пункта 4 постановления от 30.12.2014 N 2985, ИП Беляцкой Е.А. необходимо обеспечить постановку на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка; строительство объектов осуществлять в соответствии с проектной документацией и при наличии разрешения на строительство.
По договору арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: Республика Коми, город Усинск, ул. Промышленная, общей площадью 0,3793 га, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство магазина розничной торговли декоративными, отделочными и хозяйственными материалами с подъездной автодорогой.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора договор заключен сроком до 13.07.2015; условия настоящего договора применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 14.07.2014.
Посчитав, что бездействие Администрации, выразившееся в непостановке земельного участка, предоставленного заявителю в аренду договору N 4436/2015, на государственный кадастровый учет и в неоформлении права муниципальной собственности на него, нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Беляцкая Е.А. обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьями 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Государственный кадастровый учет земельных участков на момент вынесения постановления от 30.12.2014 N 2985 и заключения договора от 01.07.2015 N 4436/15 осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы) (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
Из изложенных положений следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием объекта недвижимости на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с законом для осуществления такого учета документов.
При этом статьей 16 Закона N 221-ФЗ не ограничен круг заявителей, имеющих право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей на момент вынесения Администрацией постановления от 30.12.2014 N 2985, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 4 постановления Администрации от 30.12.2014 N 2985 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Беляцой Елене Александровне земельного участка в аренду" установлена обязанность ИП Беляцкой Е.А. обеспечить постановку на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка.
Таким образом, в отношениях между заявителем и ответчиком именно на Предпринимателе лежала обязанность обеспечить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, переданного по договору от 01.07.2015 N 4436/15.
Между тем такую обязанность Предприниматель не исполнила, постановление Администрации от 30.12.2014 N 2985 не обжаловала, с заявлением об утверждении и о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в Администрацию не обращалась.
Иное из материалов дела не следует.
При этом судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации от 24.02.2016 N 259 утверждена новая схема расположения земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 11:15:0101017:11 на шесть участков (т. 1, л. д. 91-92). Согласно пункту 4 указанного постановления спорный земельный участок площадью 3793 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет ООО "Управление архитектуры и градостроительства" в 2016 году (т. 2, л. д. 10).
Таким образом, бездействие Администрации по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, предоставленного в аренду заявителю договору от 01.07.2015 N 4436/2015, материалами дела не подтверждено.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, действовавшей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Согласно части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующей с 01.01.2017, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
Из содержания указанных норм законов следует, что временный характер сведений государственного кадастра прекращается с момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости.
Применительно к настоящему делу временный характер сведений имеет земельный участок с кадастровым номером 11:15:0101017:147, следовательно, для прекращения временного характера сведений о данном земельном участке необходимо зарегистрировать право на него, в том числе прав аренды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из материалов дела не усматривается наличие оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 11:15:0101017:147 к собственности муниципального образования городского округа "Усинск".
Таким образом, материалами дела не подтверждена незаконность бездействия Администрации, выразившегося в неоформлении права муниципальной собственности на земельный участок, предоставленный в аренду заявителю по договору от 01.07.2015 N 4436/2015.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого бездействия Администрации.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2021 по делу N А29-1156/2021 следует оставить без изменения, оснований для удовлетворения жалобы ИП Беляцкой Е.А. у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2021 по делу N А29-1156/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беляцкой Елены Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1156/2021
Истец: ИП Беляцкая Елена Александровна
Ответчик: Администрации муниципального образования городского округа "Усинск"
Третье лицо: Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации Муниципального Образования Городского Округа "Усинск", ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Республике Коми