г. Нижний Новгород |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А43-5806/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Трубниковой Е.Ю.
при участии представителей от общества с ограниченной ответственностью "Братина": Масленникова Е.В. по доверенности от 07.04.2021, от акционерного общества "Нижегородский водоканал": Жаровиной Е.А. по доверенности от 20.12.2021 N 345
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью
Братина
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу
А43-5806/2021
по иску акционерного общества "Нижегородский водоканал" (ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
к обществу с ограниченной ответственностью "Братина" (ИНН: 5261011912, ОГРН: 1025203564583)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Братина" (далее - Общество) о взыскании 202 301 рубля 91 копейки задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в июле - ноябре 2020 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.08.2014 N 1091, 4652 рублей 95 копеек пеней, начисленных с 08.01.2021 по 25.05.2021.
Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 08.06.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021, удовлетворил иск.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 13, 14, 30.1 и 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 20, 25, 28, 35, 36, 120, 123, 123(4), 124, 194 и 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что неисполнение ответчиком требования истца об установке прибора учета холодной воды вызвано обстоятельствами непреодолимой силы - введением режима нерабочих дней на основании указа губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27. Водоканал необоснованно произвел расчет объема водопотребления за спорный период в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 Правил N 776 методом учета пропускной способности устройств и сооружений систем водоснабжения. По мнению кассатора, в рассматриваемом случае необходимо применять метод гарантированного объема подачи воды, поскольку он более достоверно подтверждает фактический объем воды, поставленной истцом.
Кассатор также выражает несогласие с начислением истцом платы за превышение нормативов состава сточных вод по объекту (парикмахерская), расположенному по адресу: Нижний Новгород, улица Пискунова, дом 8/8. Общество считает, что Водоканал не представил в материалы дела доказательств наличия оснований для начисления ответчику платы за превышение нормативов состава сточных вод.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Водоканал в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в ней, просили оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Водоканал (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.08.2014 N 1091, по условиям которого гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду, а абонент обязуется оплачивать водоотведение, холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном договором. Гарантирующая организация обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены в договоре, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Объекты водопотребления и водоотведения абонента поименованы в приложениях 1в и 1к к договору: магазин "Оникс" (улица Большая Покровская, дом 9а), Парикмахерская плюс магазин (улица Пискунова, дом 8/8), магазин 74 "Хлеб" (улица Большая Покровская, дом 10), магазин "Византия" (улица Большая Покровская, дом 57).
Для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета (пункт 17 договора).
Количество поданной холодной воды и принятых сточных вод определяется абонентом, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами организации коммерческого учета коммерческий учет осуществляется расчетным способом (пункт 21 договора).
В случае отсутствия у абонента приборов учета холодной воды и сточных вод абонент обязан до 01.11.2014 установить и ввести в эксплуатацию приборы учета холодной воды и сточных вод (пункт 22 договора).
В пункте 25 договора стороны определили, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Водоканал произвел обследование принадлежащих абоненту систем водоснабжения по месту нахождения объекта: улица Большая Покровская, дом 57, о чем составил акт от 30.01.2020 N 134, согласно которому помещение N 1 находится на первом этаже, в нем располагается магазин "Византия", водоснабжение осуществляется по договору N 1091, в помещение проходит ввод d-25 мм, материал трубопровода ПП, прибор учета на вводе не установлен. Абоненту выдано предписание в срок до 31.03.2020 установить прибор учета и сдать для коммерческих расчетов с Водоканалом.
В отсутствие прибора учета Водоканал определил объем водопотребления по пропускной способности исходя из диаметра трубы (25 мм), скорости течения воды - 1,2 м/с, с использованием формулы гидравлического расчета, который составил 1985,887 м3 на сумму 111 074 рубля 63 копейки.
В отношении объекта - парикмахерской, расположенной по адресу: улица Пискунова, дом N 8/8, Водоканал выставил абоненту плату за превышение нормативов состава сточных вод на сумму 91 227 рублей 28 копеек, рассчитанную в соответствии с пунктом 203 Правил N 644.
Неоплата Обществом объемов потребленной воды и отведенных сточных вод в спорный период послужил основанием для обращения Водоканала с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 Правил N 776 предусмотрено, что коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом о водоснабжении.
Согласно подпункту 1 пункта 10 Закона N 416-ФЗ, подпункта "а" пункта 14 Правил N 776 при отсутствии прибора учета коммерческий учет воды допускается расчетным способом.
При расчетном способе коммерческого учета воды применяются, помимо прочего, метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, и метод гарантированного объема подачи воды (подпункты "а" и "в" пункта 15 Правил N 776).
В подпункте "в" пункта 16 Правил N 776 установлено, что применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в случае отсутствия у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт оказания истцом ответчику услуг водоснабжения и водоотведения в спорный период; отсутствие доказательств наличия на объекте ответчика прибора учета воды, допущенного к эксплуатации в установленном порядке.
При установленных обстоятельствах суды сочли правомерным определение Водоканалом объема поставленной на спорный объект холодной воды в соответствии с пунктом 16 Правил N 776 - по пропускной способности. Расчет объема водопотребления суды проверили и признали его верным.
Ссылка заявителя жалобы о том, что невыполнение ответчиком требования истца об установке прибора учета холодной воды вызвано обстоятельствами непреодолимой силы - введение режима нерабочих дней на основании указа губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27, является несостоятельной.
Доказательств согласования сторонами условия о гарантийном объеме подачи воды свидетельствующего о наличии оснований определением объема оказанных услуг водоснабжения и водоотведения методом гарантированного объема подачи холодной воды, в материалах дела не имеется.
Возражения Общества, изложенные в кассационной жалобе, относительно несогласия с начислением платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без отбора и проведения анализа пробы, суд кассационной рассмотрел и отклонил исходя из следующего.
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом Правилами N 644 определен, в том числе, порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (пункт 13.1 статьи 2, пункт 8.2 части 11 статьи 7 Закона о водоснабжении).
В пункте 1 статьи 30.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении).
Абонент, в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен в пункте 203 Правил N 644.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены также разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В силу пункта 203 Правил N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 х Т х Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится в соответствии с пунктом 197 Правил N 644.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 кубических метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 4 пункта 203 Правил N 644, расчет и взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможны по формуле, предусмотренной абзацем шестым пункта 203 Правил N 644, без установления факта превышения нормативов состава сточных вод.
Суды первой и апелляционной инстанций установили факт оказания Водоканалом Обществу услуг по водоотведению. Сброс Обществом сточных вод в объеме менее 30 кубометров в сутки и ведение им деятельности, указанной в пункте 203 Правил N 644, документально подтверждены. Общество эти обстоятельства не оспаривает.
Вопреки доводам Общества плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
Аналогичный подход к применению упрощенного порядка расчета платы изложен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 применительно к плате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренную пунктом 123 (4) Правил N 644.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обеспечении Обществом мест отбора проб сточных вод, а также, если Общество считает, что соответствующее место имеется, подачи им декларации, поэтому суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Водоканала. Общество не воспользовалось правом урегулировать соответствующие разногласия путем внесения изменений в договор.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества были предметом исследования судов и получили мотивированную оценку по результатам оценки представленных в дело доказательств. Исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу N А43-5806/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Братина" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 кубических метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
...
Вопреки доводам Общества плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
Аналогичный подход к применению упрощенного порядка расчета платы изложен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 применительно к плате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренную пунктом 123 (4) Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 января 2022 г. N Ф01-6879/21 по делу N А43-5806/2021