Нижний Новгород |
|
21 января 2022 г. |
Дело N А31-12475/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2022.
Полный текст постановления изготовлен 21.01.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителя от ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис":
Серафин Ю.В. (доверенность от 01.01.2021)
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи
кассационную жалобу истца - акционерного общества "ИНВЕСТ ПИОНЕР"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.06.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021
по делу N А31-12475/2020
по иску акционерного общества "ИНВЕСТ ПИОНЕР"
(ИНН: 4401112213, ОГРН: 1104401007468) и
общества с ограниченной ответственностью "ОМК"
(ИНН: 4405009094, ОГРН: 1134437001643)
к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (ИНН: 4405006664, ОГРН: 1054443168933) и обществу с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
(ИНН 4401095293, ОГРН 1084401010748)
об обязании принять на учет бесхозяйные наружные канализационные сети и
определить обслуживающую сети организацию,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
индивидуальный предприниматель Важинская Оксана Анатольевна и
общество с ограниченной ответственностью "Приосколье-Кострома",
и установил:
акционерное общество "ИНВЕСТ ПИОНЕР" (далее - АО "ИНВЕСТ ПИОНЕР") и общество с ограниченной ответственностью "ОМК" (далее - ООО "ОМК") обратились в Арбитражный суд Костромской области с иском к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (далее - ООО "Водоканалсервис") об обязании Администрации принять на баланс канализационные сети от канализационного колодца ККК, расположенного в 8 метрах от забора в правой части стороны фасада здания N 27 по улице Дружбы города Нерехта, до канализационного колодца КК1 на пустыре у железнодорожного полотна между боксами индивидуальных гаражей и территорией ОАО "Аполлон", подписать передаточные акты с гарантирующей организацией - ООО "Водоканалсервис"; об обязании Администрации обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта спорных канализационных сетей; об обязании ООО "Водоканалсервис" организовать обслуживание спорных канализационных сетей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Важинская Оксана Анатольевна (далее - Предприниматель) и общество с ограниченной ответственностью "Приосколье-Кострома" (далее - ООО "Приосколье-Кострома").
Арбитражный суд Костромской области решением от 18.06.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, АО "ИНВЕСТ ПИОНЕР" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы настаивает на том, что спорные инженерные коммуникации, подходящие к зданиям, не имеют собственника, истцом не приобретались по договору купли-продажи, на чьем-либо балансе не стоят, право собственности на них не зарегистрировано, какие-либо правопритязания отсутствуют, а потому являются бесхозяйными; разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не свидетельствуют о возникновении у истца вещных прав на спорное имущество; наличие заключенного договора холодного водоснабжения и водоотведения не может являться основанием для отказа в иске в связи с тем, что истец не ограничен в выборе способа защиты нарушенного права; непринятие муниципальным образованием необходимых мер по принятию имущества на учет как бесхозяйного приведет к нарушению прав и законных интересов лица, использующего имущество, технологически связанное со спорными сетями.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
В судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу представитель ООО "Водоканалсервис", а также представитель Администрации в отзыве на жалобу сослались на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросили отказать в удовлетворении жалобы.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражный суд Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, а также заслушав представителя ООО "Водоканалсервис", явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, АО "ИНВЕСТ ПИОНЕР" является собственником земельного участка общей площадью 15 020 квадратных метров, расположенного по адресу: Костромская область, Нерехтский район, г. Нерехта, ул. Дружбы, д. 27, кадастровый номер 44:13:140201:2 (запись о праве от 26.01.2011 N 44-44-01/083/2010-991; свидетельство о праве собственности от 26.01.2011 серии 44-АБ N 460542).
На земельном участке с кадастровым номером 44:13:140201:2 расположены следующие объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: 44:13:140201:84 - здание (нежилое здание, здание конторы); 44:13:140201:91 - здание (нежилое здание, склад и конюшня); 44:13:140201:74 - здание (нежилое здание, мастерская); 44:13:140201:89 - здание (нежилое здание, проходная и гараж); 44:13:140201:75 - здание (нежилое здание, холодильник, компрессорная); 44:13:140201:87 - здание (нежилое здание, бытовое помещение); 44:13:140201:77 - здание (нежилое здание, котельная, прачечная, бытовка); 44:13:140201:82 - сооружение (сооружение, водонапорная башня); 44:13:140201:76 - здание (нежилое здание, трансформаторная будка); 44:13:140109:314 - здание (нежилое здание); 44:13:140109:313 - сооружение (железобетонный забор, сооружение); 44:13:140109:323 - сооружение (линейный объект, сооружение (газопровод среднего давления: протяженность трассы 183 метра, газопровод низкого давления: протяженность трассы 280 метров); 44:13:140201:88 - здание (нежилое здание, канализационная станция).
Указанные объекты недвижимого имущества и земельный участок были приобретены АО "ИНВЕСТ ПИОНЕР" у общества с ограниченной ответственностью "Костромской мясной двор" на основании договора купли-продажи 27.12.2010.
Земельный участок с кадастровым номером 44:13:140201:2 с расположенными на нем нежилыми постройками 01.06.2019 был передан по договору аренды ООО "ОМК" во временное владение и пользование.
ООО "ОМК" (абонент) и ООО "Водоканалсервис" (гарантирующая организация) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.07.2019 N 531, по условиям которого гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Гарантирующая организация обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения" нормативы по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 1.2 единого договора границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующей организации и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 1 и схемой водоснабжения и водоотведения (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 4.1.2 единого договора гарантирующая организация обязуется обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов.
Согласно Приложению N 1 к единому договору границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения являются по канализационным сетям - канализационный колодец ККК, расположенный в 8 метрах от забора с правой стороны фасада здания N 27 по улице Дружбы города Нерехта.
По условиям Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности гарантирующая организация не несет ответственность за наружные канализационные сети от канализационного колодца ККК, расположенного в 8 метрах от забора с правой стороны фасада здание N 27 по улице Дружбы города Нерехта, до канализационного колодца КК1, расположенного на пустыре у железнодорожного полотна между боксами индивидуальных гаражей и территорией ОАО "Аполлон".
ООО "Приосколье-Кострома" (абонент) и ООО "Водоканалсервис" (гарантирующая организация) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения 01.06.2017 N 193 (далее - единый договор).
Согласно акту о разграничении эксплуатационной ответственности (приложение N 1 к единому договору) границей раздела эксплуатационной ответственности между абонентом и гарантирующей организацией по канализационным сетям является канализационный колодец КК1, расположенный на пустыре, у железнодорожного полотна, между боксами индивидуальных гаражей и территорией ОАО "Аполлон" на улице Дружбы.
В соответствии с постановлением Администрации от 31.12.2013 N 374 ООО "Водоканалсервис" наделено статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению на территории городского поселения город Нерехта.
В целях оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения на указанной территории ООО "Водоканалсервис" и Администрация заключили концессионное соглашение от 01.03.2010 N 1, в соответствии с пунктом 2.1 которого объект соглашения принадлежит концессионеру на праве собственности.
В свою очередь, ООО "Водоканалсервис" обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения (пункт 5.3 концессионного соглашения).
Перечень передаваемого имущества - сети водоснабжения и водоотведения, которые составляют объект соглашения, определены приложениями N 1 и 2 к концессионному соглашению.
Наружные канализационные сети от канализационного колодца ККК, расположенного в 8 метрах от забора с правой стороны фасада здания N 27 по улице Дружбы города Нерехта, до канализационного колодца КК1, расположенного на пустыре у железнодорожного полотна между боксами индивидуальных гаражей и территорией ОАО "Аполлон" в перечне передаваемого имущества не значатся.
Посчитав, что спорная канализационная сеть являлась и является в настоящее время бесхозяйным имуществом, у которого отсутствует собственник в связи с чем Администрация должна принять меры, направленные на подписание передаточного акта с ООО "Водоканалсервис" или на постановку на учет объекта как бесхозяйного имущества, АО "ИНВЕСТ ПИОНЕР" и ООО "ОМК" обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу названной нормы постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа выявлены бесхозяйные сети водоотведения, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по водоотведению и несет обязанность по определению организации, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.
Гражданское законодательство предусматривает особый порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок N 931).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этого муниципального образования (пункт 5 Порядка N 931).
Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют правопритязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата энергоснабжения в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду).
Суды установили, что спорная канализационная сеть предназначена только для зданий, принадлежащих истцу и третьему лицу на праве собственности, и необходима для нормальной эксплуатации только этих зданий, так как подключений жилых домов и иных социально значимых объектов не имеется. Доказательства того, что к ней присоединены иные абоненты, в материалах дела отсутствуют.
При возникновении вопроса о бремени содержания спорных инженерных коммуникаций, следует учитывать границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, которые определены в едином договоре водоснабжения (водоотведения).
Из единых договоров от 01.06.2017 и 01.07.2019, заключенных ООО "Водоканалсервис" с ООО "Приосколье-Кострома" и ООО "ОМК" соответствено, следует, что участок спорной канализационной сети отнесен к эксплуатационной ответственности ООО "Приосколье-Кострома".
Таким образом, спорный объект не может быть отнесен к централизованным сетям канализации.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований считать спорное имущество бесхозяйным, в связи с чем не имеется и оснований для понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Поскольку спорный объект в муниципальной казне не учтен и не передан ООО "Водоканалсервис" на каком-либо правовом основании, а также последний оказывает услуги истцу и третьему лицу по водоотведению на основании действующих договоров, оснований для обязания ООО "Водоканалсервис" организовать обслуживание спорных канализационных сетей у судов также не имелось.
При таких обстоятельствах суд округа не находит правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствует о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.06.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021 по делу N А31-12475/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ИНВЕСТ ПИОНЕР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этого муниципального образования (пункт 5 Порядка N 931).
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата энергоснабжения в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2022 г. N Ф01-7329/21 по делу N А31-12475/2020