Нижний Новгород |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А11-8370/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Шаровой Т.С. (доверенность от 20.12.2021),
Анниной Т.Ю. (доверенность от 01.10.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Владимир"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.08.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021
по делу N А11-8370/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Владимир"
(ИНН: 3327854694, ОГРН: 1113327000621)
о признании недействительными акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области от 03.07.2020 N 5 и пунктов 1.1, 1.2 требования от 14.07.2020 N 04-3716
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Владимир" (далее - ООО "МРТ-Эксперт Владимир", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд) от 03.07.2020 N 5 в части признания использования Обществом средств территориальной программы обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, а также пунктов 1.1, 1.2 требования Фонда от 14.07.2020 N 04-3716.
Решением суда от 03.08.2021 заявленное требование удовлетворено частично: акт Фонда от 03.07.2020 N 5 и требование от 14.07.2020 N 04-3716 признаны недействительными в части обязания Общества возместить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 45 903 рублей 60 копеек и уплатить штраф в размере 208 279 рублей 68 копеек; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
ООО "МРТ-Эксперт Владимир" не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, применение Фондом расчетной пропорции к каждому конкретному договору в рамках каждой статьи затрат неправомерно. Как указывает Общество, им установлен самостоятельный порядок расходования средств обязательного медицинского страхования. Приказ от 28.12.2018 N 28/12-19 предусматривает распределение затрат на деятельность по обязательному медицинскому страхованию у Общества с учетом норматива затрат. Согласно данному приказу расчет норматива затрат производится из показателя процентного соотношения объема затрат на деятельность по обязательному медицинскому страхованию к общему объему затрат на медицинскую деятельность. Порядок расчета пропорции (удельного веса) расходов за счет средств обязательного медицинского страхования исходя из доли соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов Общества Фондом не оспаривался.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел комплексную проверку ООО "МРТ-Эксперт Владимир" по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, в ходе которой установил нецелевое использование Обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 490 175 рублей 50 копеек.
В акте проверки от 03.07.2020 N 5 Фонд предложил Обществу восстановить сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, а также уплатить штраф в размере 249 017 рублей 55 копеек.
Фонд выставил Обществу требование от 14.07.2020 N 04-3716 об устранении нарушений в использовании целевых средств обязательного медицинского страхования.
ООО "МРТ-Эксперт Владимир" не согласилось с актом проверки Фонда от 03.07.2020 N 5 и требованием от 14.07.2020 N 04-3716 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 20, 30, 34, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о доказанности факта нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 444 271 рубль 90 копеек.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В части 1 статьи 35 Закона N 326 установлено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
В пункте 158 действовавших в проверяемом периоде Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), и пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.16 Правил N 158н и пункту 208 Правил N 108н распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);
- пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами));
- путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) вида медицинской помощи (медицинской услуги) для медицинской организации;
- пропорционально иному выбранному показателю.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Суды установили, что в проверяемом периоде Общество оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).
Основанием для признания использования средств обязательного медицинского страхования нецелевым послужил вывод Фонда о том, что в 2018 и 2019 годах Общество превысило рассчитанный удельный вес расходов из средств обязательного медицинского страхования по договорам обслуживания офисной техники, технического обслуживания медицинской техники, расширенного комплексного технического обслуживания оборудования, ремонта медицинского оборудования, ремонта оборудования систем кондиционирования и вентиляции воздуха.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что при проведении проверки удельный вес расходов определялся Фондом на основании расчетов удельного веса средств обязательного медицинского страхования в общей стоимости выполненных услуг за 2018 и 2019 годы, которые были представлены непосредственно Обществом в ходе проверки; определив долю каждого источника финансирования медицинской деятельности Общества, Фонд рассчитал сумму каждого вида расхода, который подлежал финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования, с учетом пропорциональности финансирования расходов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности превышения Обществом удельного веса расходов из средств обязательного медицинского страхования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив расчет Фонда, суды признали доказанным факт нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 444 271 рубль 90 копеек.
На основании изложенного, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы, аналогичны доводам, которые ранее заявлялись в судах и которым дана соответствующая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу N А11-8370/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Владимир" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Владимир".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 158.16 Правил N 158н и пункту 208 Правил N 108н распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
...
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2022 г. N Ф01-8465/21 по делу N А11-8370/2020