Нижний Новгород |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А17-5204/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.05.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021
по делу N А17-5204/2020
по иску Службы государственного финансового контроля Ивановской области
(ИНН: 3702717764, ОГРН: 1133702032540)
к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области
(ИНН: 3727002373, ОГРН: 1023701728478)
о взыскании 4 071 451 рубля 06 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Аква-Город",
и установил:
Служба государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба, надзорный орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - Администрация) 4 071 451 рубля 06 копеек ущерба.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Аква-Город" (далее - ООО "Аква-Город").
Решением суда от 19.05.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, основания для удовлетворения иска Службы отсутствовали; Администрация своими действиями ущерб бюджету Ивановской области не причинила; субсидия использовалась по целевому назначению.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Служба в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы заявителя; ООО "Аква-Город" отзыв на кассационную жалобу не представило в суд округа.
Определением от 19.01.2022 суд округа перенес дату и время рассмотрения кассационной жалобы Администрации на 07.02.2022 на 13 часов 45 минут.
Служба направила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Администрация и ООО "Аква-Город", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 03.07.2014 N 266-п "О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год" Юрьевецкому муниципальному району в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п, выделена субсидия в сумме 4 702 890 рублей на реализацию в 2014 году мероприятия "Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец", в сумме 708 840 рублей на реализацию в 2014 году мероприятия "Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец", а также перечень материальных ресурсов, необходимых для реализации указанных мероприятий.
Постановлением Администрации от 14.10.2013 N 525 утверждена муниципальная программа Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы", приложением 6 которой утверждена подпрограмма "Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы" (в редакции от 04.07.2014) (далее - Подпрограмма N 525), согласно разделу "Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы" которой на 2014 год предусмотрено мероприятие "Предоставление субсидии организации, осуществляющей эксплуатацию систем жизнеобеспечения, либо ресурсоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность на территории Юрьевецкого муниципального района на приобретение материальных ресурсов, необходимых для проведения текущего и капитального ремонта сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения населенных пунктов Юрьевецкого муниципального района" за счет средств областного бюджета в сумме 5 411 730 рублей, за счет средств местного бюджета в сумме 5416 рублей 44 копеек.
Приложением 1 к Подпрограмме N 525 утвержден порядок предоставления субсидий на реализацию подпрограммы "Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014 - 2015 годы" муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014 - 2015 годы" (далее - Порядок N 525).
Администрация и ООО "Аква-Город" заключили договоры от 10.09.2014 и от 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы "Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014 -2015 годы" муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014 - 2015 годы".
В соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.5 договоров ООО "Аква-Город" обязано обеспечить направление субсидий на оплату материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих сетей холодного водоснабжения и водоотведения; организовать проведение работ в рамках мероприятий подпрограммы "Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014 - 2015 годы" муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014 - 2015 годы" собственными производственными и человеческими ресурсами, без включения затрат, понесенных в результате проведенных работ, в тарифные решения на соответствующие услуги или в выставляемые потребителям счетам за предоставленные коммунальные услуги.
Согласно пунктам 3.1 договоров объем средств субсидии составляет 5 417 146 рублей 44 копейки, в том числе средства областного бюджета - 5 411 730 рублей, средства местного бюджета - 5416 рублей 44 копейки.
В пункте 4.6 договоров установлено, что в случае нецелевого использования субсидии средства возвращаются на лицевой счет Администрации, открытый в УФК по Ивановской области.
По платежным поручениям от 16.09.2014 N 24075 и от 11.11.2014 N 299157 Администрация перечислила ООО "Аква-Город" субсидию в общей сумме 5 417 146 рублей 44 копейки.
Служба провела проверку Администрации как главного распорядителя (получателя) средств бюджета по вопросу расходования бюджетных средств, выделенных в 2014 году на проведение работ по замене ветхих сетей холодного водоснабжения и водоотведения в городе Юрьевец, результаты которой отразила в акте от 23.08.2018.
В ходе проверки установлено, что в 2014 году Администрация в нарушение пункта 3 статьи 139, подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 23 Порядка N 458-п, постановления Правительства Ивановской области от 03.07.2014 N 266-п "О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год" не обеспечила контроль за соблюдением ООО "Аква-Город" целей предоставления субсидии на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения, установленных пунктами 1, 2 Порядка N 458-п, ввиду невыполнения ООО "Аква-город" в полном объеме мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец в 2014 году собственными производственными и человеческими ресурсами.
По итогам проверки надзорный орган вынес предписание от 10.09.2018 N 01-20/1-15, согласно которому Администрации необходимо произвести возврат в бюджет Ивановской области 4 081 890 рублей 65 копеек в срок до 25.12.2018.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2019 по делу N А17-2507/2019 Администрации отказано в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Службы от 10.09.2018 N 01-20/1-15 в связи с пропуском заявителем срока на его обжалование и отсутствием оснований для восстановления данного срока.
Неисполнение Администрацией в добровольном порядке обязанности по возврату в бюджет Ивановской области 4 081 890 рублей 65 копеек послужило основанием для обращения надзорного органа в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 11, 12, 15, 16, 307, 309, 401, 424, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 139, 158, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 03.07.2014 N 266-п "О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год", постановлением Администрации от 14.10.2013 N 525 "Об утверждении муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы", Арбитражный суд Ивановской области счел требование Службы обоснованным и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 2 Порядка N 525 установлено, что целью предоставления субсидии организациям коммунального комплекса является компенсация расходов связанных с приобретением материальных ресурсов для проведения работ, в том числе, по замене ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
В силу пунктов 4.4, 4.6 Порядка N 525 условием предоставления субсидии является, в том числе, направление субсидии на оплату материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения собственными производственными и человеческим ресурсами организаций, эксплуатирующей соответствующие системы жизнеобеспечения.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 525 Администрация осуществляет проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В случае нарушения условий предоставления субсидии, организация возвращает ее в бюджет Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (пункт 10 Порядка N 525).
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что выполнение ООО "Аква-Город" в 2014 году мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, а также ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец с использованием материальных ресурсов, необходимых для их реализации, приобретенных ООО "Аква-город" по договорам от 21.07.2014 N 07П-2/2014, 05.11.2014 N 5 за счет средств, предоставленных в соответствии с договорами от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы "Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014 - 2015 годы" муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014 - 2015 годы", собственными производственными и человеческими ресурсами осуществлено в сумме 1 329 839 рублей 35 копеек вместо 5 411 730 рублей, то есть не в полном объеме; процент выполнения мероприятия составил 24 процента.
Данное фактическое обстоятельство не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о нарушении Администрацией обязательств в части достижения целей использования субсидии.
На основании изложенного, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о возмещении Администрацией причиненного бюджету ущерба, суды правомерно признали подлежащим удовлетворению заявленное надзорным органом требование.
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу N А17-5204/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2022 г. N Ф01-7585/21 по делу N А17-5204/2020