Нижний Новгород |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А43-51361/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021
по делу N А43-51361/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний"
(ИНН: 5256068455, ОГРН: 1075256004009)
к администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области
(ИНН: 5251010483, ОГРН: 1155247011039)
о взыскании долга и пеней,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
специализированное унитарное предприятие городского округа город Кулебаки
"Ритуальные услуги" (ИНН: 5251001697, ОГРН: 1025202102034),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (далее - ООО "ОРБ Нижний", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области (далее - Администрация) о взыскании 253 967 рублей 50 копеек долга за период с 01.01.2019 по 31.05.2019, а также 32 666 рублей 07 копеек пеней, начисленных с 11.02.2019 по 26.11.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено специализированное унитарное предприятие городского округа города Кулебаки "Ритуальные услуги" (далее - СМУП "Ритуальные услуги", Предприятие).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.02.2021 принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2021 N 301-ЭС21-7748 Администрации отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По результатам нового рассмотрения решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, факт оказания услуг истец не доказал. Суды не учли, что между ООО "ОРБ Нижний" и СМУП "Ритуальные услуги" уже заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 13.02.2020 N ОРБ-00400/20, оплата по которому не производилась; на территории объекта "Старое кладбище" накопление мусора отсутствует.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Администрация и Предприятие, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.02.2022 дата судебного заседания перенесена на 10.02.2022 на 11 часов..
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела,
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "ОРБ Нижний" 10.05.2018 заключили Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 6) (далее - Соглашение), в соответствии с которым Общество наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности 6 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на период с 01.01.2019 сроком на 10 лет.
Согласно пункту 2.1.4 Соглашения в обязанности Регионального оператора входит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 6), заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.9 Соглашения).
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также проект типового договора Региональным оператором опубликованы 24.12.2018.
Согласно пункту 6 данного договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В период с 01.01.2019 по 31.05.2019 истец оказывал услуги по обращению с ТКО на объекте мусорообразователя (потребителя) "Старое кладбище", местоположение: г. Кулебаки, координаты: 52.414460.42.501551, общая площадь - 141 670 квадратных метров, осуществляя ежедневно вывоз ТКО с близлежащих контейнерных площадок, в связи с чем потребителю начислено 253 967 рублей 50 копеек долга.
Истец направил ответчику претензию от 24.06.2019 N 829 с приложением универсального передаточного документа от 24.06.2019, в которой потребовал оплатить задолженность за оказанные услуги.
Администрация оставила претензию без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 13, 13.4, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", статьей 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что ответчик не исполнил обязанность по оплате услуг, оказанных региональным оператором, и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В подпункте 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" предусмотренные данным Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются, в том числе, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" утверждены нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема, в том числе в отношении объектов - кладбищ.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт принадлежности объекта "Старое кладбище" к ведению муниципального образования городского округа город Кулебаки Нижегородской области ответчик не оспаривает.
Доказательств передачи данного объекта муниципальной собственности в спорном периоде в хозяйственное ведение или оперативное управление материалы дела не содержат.
Таким образом, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Администрации от оплаты оказанных истцом услуг по вывозу ТКО в спорном периоде.
Не организация органом местного самоуправления вопреки требованиям действующего законодательства на данном объекте контейнерной площадки для сбора ТКО, а также использование для этих целей контейнеров, расположенных вблизи многоквартирных домов и удаленных от местонахождения кладбища, не может освобождать Администрацию от оплаты данных услуг, оказываемых региональным оператором в зоне деятельности в соответствии с заключенным Соглашением и территориальной схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на условиях типового договора.
Факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО судами установлен и подтвержден материалами дела.
Расчет задолженности ответчика по оплате услуг, оказанных на условиях типового договора, за спорный период, а также неустойки судами проверен и признан правильным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и основаны на ошибочном толковании норм права.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А43-51361/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
...
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
...
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на условиях типового договора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2022 г. N Ф01-8224/21 по делу N А43-51361/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8224/2021
12.10.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5509/20
02.07.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-51361/19
25.02.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-16134/20
20.10.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5509/20
10.07.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-51361/19