Нижний Новгород |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А38-2536/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Хисматуллина Р.Г. (доверенность от 05.10.2021),
от заинтересованного лица: Коноваловой Г.В.(доверенность от 30.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.09.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021
по делу N А38-2536/2021
по заявлению акционерного общества "Автострада-Центр"
(ИНН: 1215167756, ОГРН: 1121215008100)
о признании незаконными решений Управления Федеральной налоговой службы
по Республике Марий Эл от 30.10.2020 N 231 и 1
и установил:
акционерное общество "Автострада-Центр" (далее - АО "Автострада-Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее - Инспекция; в настоящее время - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл; далее - Управление, налоговый орган) от 30.10.2020 N 231 и 1.
Решением суда от 03.09.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 169, 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, основания для возмещения Обществу налога на добавленную стоимость отсутствуют. Услуги связи, услуги по аренде нежилых помещений и транспортных средств, а также ГСМ для эксплуатации транспортных средств приобретались не в целях осуществления Обществом хозяйственной деятельности, а для личных нужд его сотрудников. Налоговым органом доказано, что у налогоплательщика отсутствовали как намерения, так и реальная возможность для реализации проекта по строительству автострады.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы налогового органа.
Определением от 31.01.2022 суд округа перенес дату и время рассмотрения кассационной жалобы Управления на 21.02.2022 на 11 часов 00 минут.
В судебном заседании 21.02.2022 представители Общества и Управления поддержали позицию по делу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной АО "Автострада-Центр" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2019 года, результаты которой отразила в акте от 07.02.2020 N 644.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном предъявлении Обществом к возмещению налога на добавленную стоимость, поскольку приобретенные налогоплательщиком товары и услуги не связаны с осуществлением операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
По итогам проверки приняты решения от 30.10.2020 N 231 об отказе в привлечении АО "Автострада-Центр" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за третий квартал 2019 года в сумме 43 269 рублей и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, и N 1 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за третий квартал 2019 года в сумме 43 269 рублей.
Решением Управления от 12.04.2021 N 32 решения нижестоящего налогового органа оставлены без изменения.
АО "Автострада-Центр" не согласилось с решениями Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 169, 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу, что в рассматриваемом случае у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную от налоговой базы и увеличенную на суммы восстановленного налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что в декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2019 года АО "Автострада-Центр" отразило к возмещению из бюджета 43 269 рублей, из которых 14 949 рублей 99 копеек - в связи с оплатой аренды помещения по адресу: город Казань, улица А. Камалеева, дом 16А за июль - сентябрь 2019 года, 20 131 рубль 83 копейки - в связи с арендой автомобилей Subaru Forester и Toyota RAV4 за июль - сентябрь 2019 года, 3876 рублей 56 копеек - в связи с приобретением ГСМ для арендованных транспортных средств, 2486 рублей 94 копейки - в связи с арендой помещения по адресу: город Йошкар-Ола, улица Советская, дом 138, офис 411 за июль - сентябрь 2019 года, 1823 рубля 38 копеек - в связи с приобретением услуг связи за июль - сентябрь 2019 года.
Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о том, что приобретенные Обществом товары и услуги не связаны с осуществлением операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, в частности - при реализации проекта по строительству скоростной автострады "Морки -Козиково" в составе международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе договор аренды недвижимого имущества (помещения по адресу: город Йошкар-Ола, улица Советская, дом 138, офис 411) от 13.07.2017 N 1 (с учетом дополнительного соглашения от 28.11.2018 N 1), заключенный с ПАО "Ростелеком", договор об оказании услуг связи от 15.01.2013 N 7389387, заключенный с ПАО "Ростелеком", договор об оказании услуг связи от 09.10.2014, заключенный с ПАО "Мобильные ТелеСистемы", договор аренды недвижимого имущества (помещение по адресу: город Казань, улица А. Камалеева, дом 16А) от 01.11.2017 N 1274/В-17, заключенный с АО "СМП-Нефтегаз", договор аренды автотранспорта (автомобили Subaru Forester и Toyota RAV4) от 01.07.2019 N 838/В-19 (с учетом дополнительного соглашения от 24.08.2019 N 1), заключенный с АО "СМП-Нефтегаз", агентский договор от 01.07.2019 N 839/В-19, заключенный с АО "СМП-Нефтегаз", акты приема-передачи, путевые листы, счета-фактуры, товарные накладные, отчеты о приобретении бензина, топливную карту, акты выполненных работ (оказанных услуг); приказы Общества от 12.01.2015 N 1-А и 2-А, от 24.08.2019 N 2.1 и 3, от 31.10.2019 N 4, протокол осмотра от 06.12.2019 и от 26.12.2019; учитывая при этом, что в проверяемом периоде Общество являлось действующей организацией, имело необходимые материальные и трудовые ресурсы, в целях реализации проекта строительства автомобильной дороги привлекало исполнителей и подрядчиков, получило необходимые инженерно-геодезические, научно-проектные, археологические, историко-культурные документы и согласования, получило в аренду земельные участки, отобранные для размещения автомагистрали, начало проводить межевые и кадастровые работы в отношении земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт приобретения АО "Автострада-Центр" услуг связи, услуг по аренде нежилых помещений и транспортных средств, а также ГСМ для их эксплуатации в хозяйственной деятельности в целях реализации проекта строительства скоростной автострады "Морки - Козиково", связанной с осуществлением облагаемых налогом на добавленную стоимость операций.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Общества в рассматриваемом случае правовых оснований для возмещении налога на добавленную стоимость в спорной сумме. Заявленное АО "Автострада-Центр" требование о признании незаконными решений налогового органа от 30.10.2020 N 231 и 1 удовлетворено правомерно.
Доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.09.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А38-2536/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
...
В пункте 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную от налоговой базы и увеличенную на суммы восстановленного налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 февраля 2022 г. N Ф01-8343/21 по делу N А38-2536/2021