Нижний Новгород |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А38-430/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 09.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола"
в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом
администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.07.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021
по делу N А38-430/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Профессионал"
(ИНН: 1215149228, ОГРН: 1101215003878)
к муниципальному образованию городскому округу "Город Йошкар-Ола"
в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом
администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
(ИНН: 1215003356, ОГРН: 1021200761658)
об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
акционерное общество "Марийскгражданпроект-Базовый территориальный проектный институт", автономное учреждение Республики Марий Эл "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и
общество с ограниченной ответственностью "Вектор",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профессионал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к муниципальному образованию городскому округу "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет) об обязании в течение 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность наружное освещение многоквартирного жилого дома N 1 по адресу: г. Йошкар-Ола, Воскресенский проспект, состоящее из стоек железобетонных СВ-110-5 в количестве 12 штук, светильников наружной установки на консоль диаметром 40-60 миллиметров VillageVI-SO-70079-40L04-6509050 (изготовитель ООО "Вартон") в количестве 22 штук, кронштейнов для подвески двух консольных светильников диаметром 40-60 миллиметров в количестве 11 штук, кронштейнов для подвески одного консольного светильника диаметром 40-60 миллиметров в количестве одной штуки, самонесущего изолированного провода СИП-4Х16 протяженностью 54,75 погонных метра, самонесущего изолированного провода СИП-4Х25 протяженностью 159,5 погонных метра, кабеля бронированного с медными жилами сечение 3*4 квадратных миллиметра, ВБбШв-1кВ, протяженностью 140 погонных метров по проекту, кабеля бронированного с медными жилами, сечением 3*6 квадратных миллиметра, ВБбШв-1кВ, протяженностью 65 погонных метров по проекту, провода с резиновой изоляцией, сечением 3*2,5 квадратных миллиметра, ПВС, протяженностью 20 погонных метров; в случае неисполнения вступившего в законную силу решения в срок, указанный в судебном решении, взыскать с ответчика 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента истечения срока, установленного судом для устранения нарушенного права.
Исковые требования основаны на статьях 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131- ФЗ), статьях 36, 44 и 290 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениях постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491) и мотивированы тем, что спорные объекты инженерной инфраструктуры в силу закона должны быть переданы в муниципальную собственность городского округа "Город Йошкар-Ола".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Марийскгражданпроект-Базовый территориальный проектный институт" (далее - Институт), автономное учреждение Республики Марий Эл "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор").
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 28.07.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021, удовлетворил заявленные требования, обязав муниципальное образование в лице Комитета принять спорное имущество в муниципальную собственность, а также установил неустойку в размере 1000 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда.
Не согласившись с названными судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы настаивает на отнесении спорного имущества к элементам благоустройства многоквартирного дома, предназначено исключительно для освещения территории многоквартирного жилого дома, то есть к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем оснований для его принятия в муниципальную собственность не имеется; спорные сети электроосвещения создавалось застройщиком на денежные средства участников долевого строительства, предусмотрены проектом и запитаны от домовой сети электроснабжения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Определением от 01.02.2022 в связи с изданием Приказа Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.01.2022 N 02-08 "Об организации работы Арбитражного суда Волго-Вятского округа с 31 января 2022 по 05 февраля 2022 года", дата и время судебного разбирательства перенесена на 13 часов 45 минут 01.03.2022.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель истца сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Общества о проведении судебного разбирательства по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, 12.05.2016 и 21.07.2016 администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация) застройщику - ООО "Вектор" выданы разрешение на строительство объекта "Многоэтажный многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями в микрорайоне "Молодежный" поз. 14-18 г. Йошкар-Ола" и разрешение на строительство объекта "Многоэтажный многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями в микрорайон "Молодежный" поз. 19-24 г. Йошкар-Ола".
После завершения строительства дома 27.10.2017 и 30.11.2017 Администрацией застройщику - ООО "Вектор" выданы разрешение на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Впоследствии дому присвоен почтовый адрес: г. Йошкар-Ола, Воскресенский проспект, д. 1.
Собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, Воскресенский проспект, д. 1, 01.11.2018 принято решение о выборе в качестве управляющей компании Общества.
На территории рядом указанным многоквартирным домом расположены электрические сети наружного освещения состоящие из стоек железобетонных СВ-110-5 в количестве 12 штук, светильников наружной установки на консоль диаметром 40-60 миллиметров VillageVI-SO-70079-40L04-6509050 (изготовитель ООО "Вартон") в количестве 22 штук, кронштейнов для подвески двух консольных светильников диаметром 40-60 миллиметров в количестве 11 штук, кронштейнов для подвески одного консольного светильника диаметром 40-60 миллиметров в количестве одной штуки, самонесущего изолированного провода СИП-4Х16 протяженностью 54,75 погонных метра, самонесущего изолированного провода СИП-4Х25 протяженностью 159,5 погонных метра, кабеля бронированного с медными жилами, сечением 3*4 квадратных миллиметров, ВБбШв-1кВ, протяженностью 140 погонных метров по проекту, кабеля бронированного с медными жилами, сечением 3*6 квадратных миллиметров, ВБбШв-1кВ протяженностью 65 погонных метров по проекту, провода с резиновой изоляцией, сечение 3*2,5 квадратных миллиметра, ПВС, протяженностью 20 погонных метров, что подтверждается актом осмотра от 08.07.2021, составленным представителями Общества и Комитета.
Сооружение сетей наружного освещения производилось одновременно со строительством многоквартирного жилого дома по адресу: г. Йошкар-Ола, Воскресенский проспект, д. 1.
В ходе проведенного обследования земельных участков ответчиком составлен акт обследования земельных участков от 14.12.2020, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701002:411 расположен 10-ти подъездный 9-ти этажный многоквартирный жилой дом N 1 по адресу: г. Йошкар-Ола, Воскресенский проспект, д. 1. Земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:411 находится в общедолевой собственности собственников помещений указанного многоквартирного дома.
Земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:501 относится к земельным участкам не разграниченной государственной собственности и используется для размещения элементов благоустройства: проездов, парковки, сети освещения, детской площадки, беседки, скамейки, зеленых насаждений, предусмотренных проектной документацией по строительству многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701002:501.
Также судом установлено, что спорные сети наружного освещения подключены к электрощитовой многоквартирного дома, что подтверждается актами осмотра приборов учета электроэнергии, составленных ПАО "ТНС энерго Марий Эл" от 23.03.2021 N 98 и от 23.03.2021 N 99.
В указанных актах отмечено, что в цепи общедомового учета АВР (ЭЩ1) установлено присоединение на наружное уличное освещение.
В ответе на судебный запрос ПАО "ТНС энерго Марий Эл" письмом от 17.06.2021 сообщило, что между ПАО "ТНС энерго Марий Эл" и Обществом заключен договор энергоснабжения от 01.06.2017 N 22150. Поставка электрической энергии в многоквартирный дом гарантирующим поставщиком по указанному договору осуществляется с 01.12.2018 и по настоящее время. В том числе гарантирующим поставщиком осуществляется поставка электрической энергии в сети наружного освещения (уличное освещение) указанного дома. Сети наружного (уличного) освещения находятся в цепи общедомовых приборов учета N 04318508 и 04335430 многоквартирного дома.
Истец пояснил, что оплата за электрическую энергию, отпущенные на общедомовые нужды многоквартирного дома и наружные сети освещения производится им гарантирующему поставщику по единым счетам, то есть собственники помещений многоквартирного дома несут расходы, связанные со спорным имуществом.
Посчитав, что созданные объекты инженерной инфраструктуры (наружное освещение) в силу законодательства должно находиться в муниципальной собственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила N 491 дают определение границы внутридомовой инфраструктуры, в абзаце 2 пункта 5 которых определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 7 Правил N 491).
При этом внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Исходя из системного толкования пунктов 7 и 8 Правил N 491 электрические сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему электроснабжения, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04 разъяснило, что состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила N 491 не содержат.
Суды установили, что многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701002:411, в то время как спорные сети наружного освещения находятся на другом земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701002:501, который в установленном порядке для использования под благоустройство жилого дома не передавался.
Из акта осмотра придомовой территории от 08.06.2021, составленного собственниками помещений многоквартирного дома N 1 по Воскресенскому проспекту города Йошкар-Олы, следует, что линия уличного освещения, находится на удалении от наружной стены многоквартирного дома на расстоянии 15 метров.
Таким образом, спорные сети наружного освещения находятся на значительном расстоянии от границ земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с внутридомовыми сетями не соприкасаются, к дому не примыкают, не находятся на земельном участке, входящем в состав общего имущества жилого дома.
Поскольку сети наружного освещения не включены в состав общего имущества многоквартирного дома, относятся к категории имущества (инженерная инфраструктура городского округа), поэтому возложение на собственников помещений многоквартирного дома обязанности по содержанию сетей является незаконным.
Доказательств того, что наружные сети освещения построены за счет застройщика, как и факта передачи сетей застройщиком собственникам помещений многоквартирного дома, не представлено.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, Воскресенский проспект, д. 1 (вопрос 13) следует, что собственниками принято решение о наделении управляющей компании полномочиями для решения вопроса о передаче уличного освещения на баланс органов муниципальной власти городского округа "Город Йошкар-Ола", в том числе правом на представление интересов собственником в судебных органах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 19 части 1, части 3 статьи 14, пунктами 4, 6, 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц) отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, поскольку спорное имущество относится к категории имущества (инженерная инфраструктура городского поселения), которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, оно подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что спорные объекты инженерной инфраструктуры в силу закона должны находиться в муниципальной собственности городского округа "Город Йошкар-Ола" и Комитет обязан принять их в муниципальную собственность.
Оснований для иного вывода исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствует о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Законность обжалованных судебных актов в части возложения на Комитет обязанности по выплате неустойки за каждый день неисполнения судебного акта в размере 1000 рублей судом округа не проверялась ввиду отсутствия в кассационной жалобе соответствующих возражений (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся решения и постановления не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по делу N А38-430/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
...
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 19 части 1, части 3 статьи 14, пунктами 4, 6, 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц) отнесены к вопросам местного значения городского округа."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 марта 2022 г. N Ф01-8101/21 по делу N А38-430/2021