Нижний Новгород |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А43-22981/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021
по делу N А43-22981/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
(ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
о признании незаконным и об отмене постановления административной комиссии
Арзамасского муниципального района Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления административной комиссии Арзамасского муниципального района Нижегородской области (далее - Административная комиссия) от 13.07.2021 N 18. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 28.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", Правил благоустройства на территории Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением Сельского Совета Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 01.11.2017 N 180 (далее - Правила N 180), просит отменить судебные акты. Общество как региональный оператор не относится к субъектам отношений в области благоустройства на территории Нижегородской области, осуществляемая им деятельность регламентирована Законом N 89-ФЗ. Следовательно, нарушение требований Закона N 44-ФЗ и Правил N 180 не образует в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 3.2 Кодекса.
Административная комиссия в отзыве отклонила доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, уполномоченное должностное лицо администрации Кирилловского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области в ходе проведения ежедневного мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории района 17.06.2021 в 10:49, 18.06.2021 в 10:45 и 19.06.2021 в 12:10 по адресу: Нижегородская область, Арзамасский район, д. Успенское-1, улица Центральная, напротив дома 44, выявило нарушение Обществом пункта 13.4 статьи 13 главы 2 Правил N 180, выразившееся в непринятии мер по вывозу твердых коммунальных отходов (мешков, пакетов) из места (площадок) для сбора твердых коммунальных отходов более двух суток. Результаты мониторинга отражены в акте обследования от 17.06.2021 N 45 и актах о выявлении фактов административного правонарушения от 18.06.2021 N 45 и от 19.06.2021 N 45/1 с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 3.2 Кодекса, должностное лицо администрации составило протокол об административном правонарушении от 28.06.2021 N 52.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Административная комиссия приняла постановление от 13.07.2021 N 18 о назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Кодекса, Законов N 89-ФЗ и 144-З, Правилами N 180, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из доказанности наличия в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствия оснований для признания его малозначительным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В частях 1 и 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлены в Правилах N 1156.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами, на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 Правил N 1156).
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных правил.
Согласно пункту 13(1) Правил N 1156 орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 3.2 Кодекса установлена административная ответственность, в том числе, за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по вывозу мусора, а равно нарушение периодичности осуществления данных мер.
Закон N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
В статье 2 Закона N 144-З определено, что к мусору относятся отходы производства и потребления, коммунальные отходы, крупногабаритный мусор, строительный мусор (пункт 15); субъектами отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка являются, в том числе, юридические лица, находящиеся на территории Нижегородской области, и (или) осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области, на которых возложены обязанности по выполнению требований в сфере обеспечения чистоты и порядка, установленных настоящим Законом и муниципальными правовыми актами (пункт 34).
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 144-З субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные данным законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
Из частей 1 и 2 статьи 9 Закона N 144-З следует, что временное хранение мусора осуществляется в контейнерах, бункерах-накопителях, урнах в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также требованиями, установленными данным законом. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на контейнерных площадках.
Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя (часть 7 статьи 9 Закона N 144-З).
В части 14 статьи 9 Закона N 144-З предусмотрено, что в целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. На объектах торговли и общественного питания вывоз мусора осуществляется при заполнении контейнеров более двух третей их объема. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период.
Правила N 180 устанавливают единые нормы и требования по обеспечению чистоты и порядка в поселении, являются обязательными для исполнения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими деятельность на территории поселения (пункты 1.1, 1.5).
В силу пункта 13.2 Правил N 180 накопление, сбор и вывоз всех видов отходов организуется собственниками отходов на основании предусмотренных действующим законодательством договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых с региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию отходов.
Согласно пункту 13.4 Правил N 180 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удавления ТБО согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, ответственным за вывоз твердых коммунальных отходов. Арзамасский муниципальный район входит в зону его деятельности (Правила N 1156, постановление Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 N 843 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области").
Таким образом, Общество обязано соблюдать требования законодательства в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что в нарушение Правил N 180 (пункты 13.2, 13.4) Общество не предприняло своевременных мер по вывозу твердых коммунальных отходов из контейнеров, расположенных на территории муниципального района, допустило переполнение контейнеров более двух суток и не осуществило вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) для его сбора.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 3.2 Кодекса.
Доводы Общества о неправильной квалификации правонарушения были предметом исследования судов и отклонены исходя из того, что заявителю вменяется нарушение обеспечения чистоты и порядка.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А43-22981/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 3.2 Кодекса установлена административная ответственность, в том числе, за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по вывозу мусора, а равно нарушение периодичности осуществления данных мер.
...
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 3.2 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 марта 2022 г. N Ф01-8417/21 по делу N А43-22981/2021