г. Нижний Новгород |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А11-14447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего судьи Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от истца: Барченковой Е.В. (до перерыва; доверенность от 17.01.2022), Рожкова Д.А. (после перерыва; доверенность от 17.01.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А11-14447/2020
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области (ИНН: 3327102084, ОГРН: 1043301900377)
к индивидуальному предпринимателю Климович Татьяне Альбертовне (ИНН: 332700091501, ОГРНИП: 304332736603732)
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к индивидуальному предпринимателю Климович Татьяне Альбертовне (далее - ИП Климович Т.А., Предприниматель) о взыскании 194 080 рублей неосновательного обогащения.
Решением суда от 17.06.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
ИП Климович Т.А. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 3, 5 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, в рассматриваемом случае у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Инспекцией требования. Спорная сумма субсидии получена на законных основаниях; установленное в пункте 3 Правил N 576 требование о сохранении количества работников в марте и апреле 2020 года соблюдено; недобросовестного поведения со стороны Предпринимателя не допущено.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Предпринимателя.
В соответствии со статьями 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 11 часов 15 минут 15.02.2022, затем до 15 часов 15 минут 28.02.2022; в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 03.03.2022.
После перерыва представитель Инспекции в судебном заседании поддержал позицию по делу; Предприниматель явку представителя не обеспечил.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ИП Климович Т.А. 15.04.2020 представила в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (далее - Фонд) сведения по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года на 10 застрахованных лиц, 15.05.2020 за апрель 2020 года на 10 застрахованных лиц и 03.06.2020 за май 2020 года на 10 застрахованных лиц.
Предприниматель 08.05.2020 обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель 2020 года.
По результатам проверки заявления налоговый орган пришел к выводу о соответствии ИП Климович Т.А. указанным в Правилах N 576 критериям; Предпринимателю перечислена субсидия в сумме 133 430 рублей.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Правил N 576 установлено, что ИП Климович Т.А. 30.04.2020 представила в Фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за март 2020 года, согласно которой число застрахованных лиц составляет 4 человека, а 14.05.2020 за март 2020 года, согласно которой число застрахованных лиц составляет 1 человек.
Предприниматель 14.05.2020 повторно обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель 2020 года.
При автоматизированной проверке заявления Предпринимателя налоговым органом 26.05.2020 сформировано сообщение об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в апреле составляет менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года.
Вместе с тем после актуализации в автоматизированной системе сведений о количестве застрахованных лиц по данным формы СЗВ-М, поступившим от Фонда, первичное заявление ИП Климович Т.А. на выплату субсидии за апрель 2020 было повторно обработано в автоматическом режиме. Предпринимателю дополнительно к ранее выплаченной сумме была перечислена субсидия за апрель 2020 года на тех работников, которые были включены в дополняющую форму СЗВ-М за март 2020 года, в сумме 60 650 рублей (платежное поручение от 10.06.2020 N 675202).
Инспекция, установив, что субсидия перечислена ИП Климович Т.А. без соответствующих на то оснований, направила Предпринимателю письмо от 03.09.2020 N 05-03/41583Г о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, а 05.10.2020 - уведомление N 6271 с требованием о возврате субсидии.
Предприниматель требование Инспекции не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 65, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами N 576, а также пунктом 11 Обзора судебной практики N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу, что спорная субсидия получена Предпринимателем в отсутствие правовых оснований, в связи с чем удовлетворил иск Инспекции.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В пункте 4 Правил N 576 установлено, что размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 года, составляющей 12 130 рублей:
- на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций;
- на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, несет получатель субсидии.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года - с 1 июня до 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Правил N 576).
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, Инспекцией заявлено требование о взыскании с Предпринимателя 194 080 рублей субсидии, предоставленной в соответствии с Правилами N 576.
Удовлетворяя заявленное налоговым органом требование в полном объеме, суды исходили из того, что ИП Климович Т.А. не соблюдено условие, установленное подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576 для получения спорной субсидии, поскольку количество работников Предпринимателя в марте 2020 года составило 15 человек, а в апреле 2020 года - 10 человек.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Как было отмечено выше, в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576 одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является условие о количестве работников получателя субсидии, которое в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
При этом пунктом 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации. Ответственность за достоверность информации несет получатель субсидии.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) необходимые сведения по установленной форме.
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М).
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
- "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период;
- "доп" (дополняющая форма) подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФ РФ сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" (отменяющая форма) подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, указанной нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как указано в абзаце третьем пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения, не установлен Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 211н.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 40 Инструкции N 211н дополнение и уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных лицах является правом страхователя.
Суды установили, что на момент обращения ИП Климович Т.А. в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии количество работников Предпринимателя согласно имеющимся в распоряжении налогового органа сведениям по форме СЗВ-М составляло в марте 2020 года - 10 человек, в апреле 2020 года - 10 человек, в мае 2020 года - 10 человек.
Однако в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Фонд предоставил информацию, согласно которой ИП Климович Т.А. за март 2020 года подавались следующие сведения по форме СЗВ-М: исходная - 15.04.2020 в 15:57 на 10 застрахованных лиц; дополняющая - 30.04.2020 в 12:36 на 4 застрахованных лиц; дополняющая - 14.05.2020 в 12:08 на 1 застрахованное лицо; отменяющая - 26.09.2020 в 20:03 на 5 застрахованных лиц. За апрель 2020 года: исходная - 15.05.2020 в 10:43 на 10 застрахованных лиц; дополняющая - 26.09.2020 в 20:03 на 5 застрахованных лиц. За май 2020 года: исходная - 03.06.2020 в 11:19 на 10 застрахованных лиц.
Таким образом, из представленной информации по форме СЗВ-М (в том числе по дополняющим и отменяющим формам), достоверность которых не оспаривалась, следует, что на момент рассмотрения настоящего дела у судов имелись сведения о том, что количество работников Предпринимателя в марте 2020 года составляло 10 человек, при этом в апреле 2020 года уменьшения количества работников не произошло. Данное обстоятельство подтверждает наличие у Предпринимателя права на получение спорной субсидии в силу выполнения условий ее предоставления, установленных в подпункте "е" пункта 3 Правил N 576.
Следовательно, субсидия в размере 133 430 рублей за апрель 2020 года выплачена Предпринимателю правомерно; оснований для удовлетворения требования Инспекции в указанной части у судов не имелось.
В части удовлетворения требования Инспекции о взыскании с ИП Климович Т.А. 60 650 рублей неосновательного обогащения судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку с учетом представления Предпринимателем отменяющей формы СЗВ-М за март 2020 года в отношении 5 застрахованных лиц дополнительная выплата субсидии на тех работников, которые были включены в дополняющие формы СЗВ-М, произведена в отсутствие на то оснований.
С учетом изложенного суд округа считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Инспекции о взыскании с Предпринимателя в доход федерального бюджета 133 430 рублей неосновательного обогащения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалованных судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А11-14447/2020 отменить в части удовлетворения требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны в доход федерального бюджета 133 430 рублей неосновательного обогащения.
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А11-14447/2020 оставить без изменения.
Поручить Арбитражному суду Владимирской области разрешить вопрос о повороте исполнения решения суда от 17.06.2021 по делу N А11-14447/2020 в части взыскания с индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны в доход федерального бюджета 133 430 рублей неосновательного обогащения, а также 4690 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области в пользу индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны 4140 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что на момент обращения ИП Климович Т.А. в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии количество работников Предпринимателя согласно имеющимся в распоряжении налогового органа сведениям по форме СЗВ-М составляло в марте 2020 года - 10 человек, в апреле 2020 года - 10 человек, в мае 2020 года - 10 человек.
Однако в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Фонд предоставил информацию, согласно которой ИП Климович Т.А. за март 2020 года подавались следующие сведения по форме СЗВ-М: исходная - 15.04.2020 в 15:57 на 10 застрахованных лиц; дополняющая - 30.04.2020 в 12:36 на 4 застрахованных лиц; дополняющая - 14.05.2020 в 12:08 на 1 застрахованное лицо; отменяющая - 26.09.2020 в 20:03 на 5 застрахованных лиц. За апрель 2020 года: исходная - 15.05.2020 в 10:43 на 10 застрахованных лиц; дополняющая - 26.09.2020 в 20:03 на 5 застрахованных лиц. За май 2020 года: исходная - 03.06.2020 в 11:19 на 10 застрахованных лиц.
Таким образом, из представленной информации по форме СЗВ-М (в том числе по дополняющим и отменяющим формам), достоверность которых не оспаривалась, следует, что на момент рассмотрения настоящего дела у судов имелись сведения о том, что количество работников Предпринимателя в марте 2020 года составляло 10 человек, при этом в апреле 2020 года уменьшения количества работников не произошло. Данное обстоятельство подтверждает наличие у Предпринимателя права на получение спорной субсидии в силу выполнения условий ее предоставления, установленных в подпункте "е" пункта 3 Правил N 576.
...
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А11-14447/2020 отменить в части удовлетворения требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны в доход федерального бюджета 133 430 рублей неосновательного обогащения.
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А11-14447/2020 оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2022 г. N Ф01-7974/21 по делу N А11-14447/2020