Нижний Новгород |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А11-4040/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Российской Федерации в лице
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.06.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021
по делу N А11-4040/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир"
(ИНН: 3328415442, ОГРН: 1023301456903)
к Федеральному казенному предприятию "Государственный лазерный полигон "Радуга"
(ИНН: 3308000538, ОГРН: 1023303353150),
Российской Федерации в лице
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН: 7705596339, ОГРН: 1047796323123),
Российской Федерации в лице
Федерального агентства по Управлению государственным имуществом
(ИНН: 7710723134, ОГРН: 1087746829994)
о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Российской Федерации
в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Федеральному казенному предприятию "Государственный лазерный полигон "Радуга" (далее - Предприятие), Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство), Российской Федерации в лице Федерального агентства по Управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о взыскании 794 378 рублей 54 копеек задолженности по оплате природного газа, поставленного в феврале 2021 года по договору от 19.01.2021 N К 01-02/0292-21 (с учетом определения суда от 07.04.2021).
Требования Общества основаны на статьях 309, 310, 539 - 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением Предприятием договорных обязательств по оплате поставленного ресурса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее - УФК по Владимирской области).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 09.06.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021, частично удовлетворил иск: взыскал с Предприятия, а при недостаточности денежных средств с Министерства 794 378 рублей 54 копейки задолженности; отказал в удовлетворении иска к Росимуществу.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 6 статьи 113, статью 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158, 161 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", считает, что суды неправомерно привлекли Министерство к субсидиарной ответственности в случае неисполнения Предприятием своих по обязательств. Общество не доказало, что основной должник отказался удовлетворить требование кредитора.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество (поставщик) и Предприятие (покупатель) заключили договор от 19.01.2021 N К01-02/0292-21, по условиям которого поставщик обязуется поставлять и обеспечивать транспортировку по сетям газораспределения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании газораспределительной организации (далее - ГРО) с 01.01.2021 по 31.12.2021, а покупатель получать (отбирать) в согласованных объемах и оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ).
Годовой объем поставки газа в 2021 году определен сторонами в пункте 2.1.1 договора. Учет поставляемого газа производится поставщиком и оформляется актом принятого (поданного) газа по итогам отчетного месяца (пункт 4.1 договора).
Порядок и сроки оплаты поставленного определены сторонами в разделе 5 договора.
В пункте 8.1 договора установлен срок действия договора - с даты его подписания обеими сторонами и до 31.12.2021, а в части оплаты газа - до полного исполнения сторонами обязательств. Обязательства в части поставки, получения (отбора) газа и оплаты газа распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Общество в феврале 2021 года поставило Предприятию природный газ.
Ненадлежащее исполнение Предприятием обязательств по оплате поставленного ресурса послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на них, суд округа принял постановление исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество в спорный период надлежащим образом исполнило договорные обязательства по поставке природного газа. Объем и стоимость поставленного ресурса документально подтверждены и ответчиками не оспорены. Доказательства оплаты Предприятием поставленного ресурса в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии оснований для взыскания с Предприятия задолженности является правильным.
Довод о неправомерном привлечении Министерства к субсидиарной ответственности по обязательствам Предприятия суд округа признал несостоятельным.
В силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Как разъяснено в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
На основании пункта 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно пункту 4 устава Предприятия, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2010 N 569-р, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 5.4 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного казенным предприятиям в сфере промышленности, осуществляет Министерство.
В пункте 5.13 указанного Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет также функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, и реализацию возложенных на него функций.
С учетом изложенного, приняв во внимание соблюдение Обществом порядка предъявления требований к ответчикам и учитывая, что к субсидиарной ответственности Российская Федерация в лице Министерства подлежит привлечению только при недостаточности денежных средств у основного должника - Предприятия, суды правомерно возложили на Министерство субсидиарную ответственность по обязательствам Предприятия в случае недостаточности у него денежных средств.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А11-4040/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно пункту 4 устава Предприятия, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2010 N 569-р, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 5.4 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного казенным предприятиям в сфере промышленности, осуществляет Министерство."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2022 г. N Ф01-912/22 по делу N А11-4040/2021