Нижний Новгород |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А39-4747/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Портнягина А.П. (доверенность от 03.06.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "НефтьЭнергоСтрой"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.08.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021
по делу N А39-4747/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НефтьЭнергоСтрой"
(ИНН: 8603170092, ОГРН: 1108603001693)
о признании незаконным и об отмене постановлений Министерства лесного,
охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "НефтьЭнергоСтрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными постановлений Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство) от 26.04.2021 N 3/2021/213, 3/2021/214, 3/2021/215, 9/2021/812, 9/2021/813 и 9/2021/814.
Указанными постановлениями Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей за каждое правонарушение.
Решением от 31.08.2021 суд признал незаконным и отменил постановления Министерства от 26.04.2021 N 3/2021/213, 3/2021/214, 3/2021/215, 9/2021/812, 9/2021/814, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Министерство не представило допустимых доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения; акты и протоколы об административном правонарушении содержат недостоверные сведения о месте совершения правонарушений и площади, на которой они совершены. Не представлено доказательств того, что вменяемые Обществу административные правонарушения в постановлениях от 26.04.2021 N 3/2021/213, 3/2021/214, 3/2021/215 совершены на землях лесного фонда, не изъятых из обращения в соответствии с постановлением Правительства Мордовской АССР от 24.05.1985 N 237. Общество не нарушало порядок, установленный лесным законодательством, при организации и проведении работ по демонтажу Сурского водовода. Вывод судов о том, что работы, проведенные подрядчиками Общества, являются реконструкцией линейного объекта, необоснован. На момент привлечения Общества к административной ответственности работы не были окончены. Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве отклонило доводы жалобы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество по договору купли-продажи государственного имущества от 16.11.2020 приобрело в собственность объект незавершенного строительства (подземное сооружение) протяженностью 50 800 метров со степенью готовности 83 процента. Местоположение объекта: Республика Мордовия, Большеберезниковский, Лямбирский, Кочкуровский и Октябрьский районы города Саранска.
Приказами директора государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество" (далее - Учреждение) от 11.01.2021 N 6/5 и N 6/18 утверждены задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах N 5 и 18. Указанными приказами лесничим Березниковского участкового лесничества и Саранского участкового лесничества, государственному лесному инспектору Учреждения предписано провести мероприятия по контролю (патрулированию) лесных участков в соответствии с указанными заданиями.
В ходе патрулирования лесов выявлено следующее.
18.02.2021 обнаружено, что на лесных участках (квартал 263, выдел 9 Березниковского лесничества) на общей площади 3096 квадратных метров поврежден почвенный слой (раскопана траншея длиной 774 метра, шириной 4 метра и уничтожены лесные насаждения). По результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 18.03.2021 составлен акт N 7.
15.03.2021 обнаружено, что на лесных участках (квартал 263, выдел 9 Березниковского лесничества) на общей площади 992 квадратных метра поврежден почвенный слой (раскопана траншея длиной 248 метров, шириной 4 метра и уничтожены лесные насаждения путем выкапывания, уничтожения и повреждения до степени прекращения роста деревьев). По результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 15.03.2021 составлен акт N 13.
16.03.2021 обнаружено, что на лесных участках (квартал 263, выдел 9 Березниковского лесничества) на общей площади 948 квадратных метров поврежден почвенный слой (раскопана траншея длиной 237 метров, шириной 4 метра). По результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 16.03.2021 составлен акт N 14.
15.03.2021 на лесных участках (квартал 204, выделы 2, 11, квартал 205, выдел 3, квартал 200, выделы 16, 20 Саранского лесничества) (в 8-ми км от с. Павловка Лямбирского муниципального района, вдоль автомобильной дороги с. Большие Березники - Саранск, по направлению на северо-восток) обнаружено незаконное снятие грунта. Была раскопана траншея шириной 4 метра и длиной 1,4 километра. По результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 20.04.2021 составлен акт N 43.
17.02.2021 на лесных участках (квартал 202, выделы 17, 22, 21, 14, 9, 15, квартал 205, выделы 2, 4, 5 Саранского лесничества) (в 3 км от с. Павловка Лямбирского муниципального района, вдоль автомобильной дороги с. Большие Березники - Саранск, по направлению на северо-восток) обнаружено незаконное снятие грунта. Была раскопана траншея шириной 4 метра и длиной 2 километра. По результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 20.04.2021 составлен акт N 42.
26.03.2021 на лесных участках, расположенных в квартале 199, выделы 8, 9, 18, квартале 200, выделы 16, 20 Саранского лесничества обнаружено незаконное снятие грунта, а именно раскопана траншея шириной 4 метра и длиной 1,2 километра. По результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 20.04.2021 составлен акт N 44.
Установив, что Общество в процессе осуществления работ по демонтажу трубопровода использовало участки лесного фонда без специальных разрешений на их использование, Министерство составило в отношении нарушителя протоколы об административном правонарушении по статье 7.9 КоАП РФ от 20.04.2021 N 7, 8, 9, 9/2021/812, 9/2021/813 и 9/2021/813.
По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении Министерство приняло постановления от 26.04.2021 N 3/2021/213, 3/2021/214, 3/2021/215, 9/2021/812, 9/2021/813, 9/2021/814. Указанными постановлениями Общество признано виновным в совершении административных правонарушений и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей за каждое правонарушение.
Общество оспорило постановления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Лесного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.9 КоАП РФ. Не установив процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрев оснований для признания правонарушения малозначительным, суд отказал в признании незаконным постановления Министерства от 26.04.2021 N 9/2021/813. С целью исключения повторного привлечения Общества к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение суд признал незаконными и отменил постановления Министерства от 26.04.2021 N 3/2021/213, 3/2021/214, 3/2021/215, 9/2021/812, 9/2021/814.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения. Суд устанавливает наличие полномочий административного органа, принявшего решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности. Суд устанавливает также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В статье 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
На основании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ). Использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены, в частности, гражданским законодательством, лесным законодательством.
Из пункта 4 части 1 статьи 21 данного кодекса следует, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для использования линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
По смыслу статьи 26 указанного кодекса освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 2 и 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии со статьями 71 - 74 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Таким образом, в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности: договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства (протоколы осмотра, протоколы об административных правонарушениях, письменные объяснения и другие), суды установили, что Общество без оформленных в установленном порядке необходимых документов (договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации) на землях лесного фонда осуществляло работы по демонтажу подземного водовода (реконструкцию линейного объекта).
Факт принадлежности лесных участков, на которых Общество осуществляло демонтаж объекта, к землям лесного фонда подтвержден материалами дела (выписка из Единого государственного реестра недвижимости; протоколы, схемы, фотоматериалы).
Разрешения (ордер) на производство земляных работ, выданные администрацией Большеберезниковского района от 17.12.2020 N 8, Атемарского сельского поселения Лямбирского района от 29.12.2020, на которые ссылалось Общество, не относятся к разрешительным документам, предусмотренным Лесным кодексом Российской Федерации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, в материалы дела не представлено.
Обращение Общества в январе, феврале 2021 года в Министерство с целью согласования работ по демонтажу объекта не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, а именно в использовании лесных участков без специального разрешения.
Площадь незаконно используемого лесного участка и объем утраченной в результате незаконных действий древесины не имеют значения для квалификации действий виновного лица по статье 7.9 КоАП РФ. Указанные обстоятельства необходимо установить для расчета суммы ущерба, причиненного в результате незаконных действий, что не является предметом настоящего спора.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.9 КоАП РФ.
Суды установили, что протокол от 20.04.2021 N 9/2021/813 об административном правонарушении составлен административным органом в пределах предоставленных полномочий, в присутствии представителя Общества Портнягина А.П., действующего на основании доверенности от 13.04.2021, в нем отражены обстоятельства совершенного нарушения и места совершения правонарушения (приведены словесное описание, схема, фотоматериалы).
Ссылка заявителя на неправомерный отказ судов в назначении экспертизы несостоятельна, поскольку назначение экспертизы по делу в соответствии со статьей 82 Кодекса является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, посчитали, что основания для назначения экспертизы отсутствуют, и спор может быть разрешен без проведения экспертизы.
Собранные Министерством и представленные в дело доказательства суды признали надлежащими, отвечающими критериям допустимости, достоверности и достаточности (в их совокупности и взаимной связи) (статья 26.2 КоАП РФ, статья 71 Кодекса).
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного суды не установили. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу N А39-4747/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НефтьЭнергоСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на неправомерный отказ судов в назначении экспертизы несостоятельна, поскольку назначение экспертизы по делу в соответствии со статьей 82 Кодекса является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, посчитали, что основания для назначения экспертизы отсутствуют, и спор может быть разрешен без проведения экспертизы.
Собранные Министерством и представленные в дело доказательства суды признали надлежащими, отвечающими критериям допустимости, достоверности и достаточности (в их совокупности и взаимной связи) (статья 26.2 КоАП РФ, статья 71 Кодекса).
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного суды не установили. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
...
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2022 г. N Ф01-508/22 по делу N А39-4747/2021