Нижний Новгород |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А82-3100/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами
Дзержинского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.10.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021
по делу N А82-3100/2021
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация
многоквартирными домами Дзержинского района"
(ИНН: 7602063917, ОГРН: 1077602005216)
о признании недействительным предписания муниципальной жилищной инспекции
мэрии города Ярославля,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ситникова Елена Олеговна,
и установил:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля (далее - Инспекция) от 17.02.2021 N 03-14/36.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Ситникова Елена Олеговна.
Решением суда от 09.10.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, суды не приняли во внимание, что обеспечению нормативной температуры в подъездах спорного дома препятствуют перегородки, самовольно установленные жильцами. Привести помещения в прежнее состояние обязаны собственники или наниматели помещений, проводившие перепланировку, а не управляющая организация. Предписание содержит неправомерные требования, является неисполнимым. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и в возражениях на отзыв.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы и заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество на основании договора от 25.12.2007 осуществляет управление многоквартирным домом 66, корпус 5, по проспекту Ленинградскому в городе Ярославле (далее - МКД).
Инспекция в связи с поступившими обращениями Ситниковой Е.О. провела в отношении Общества внеплановую выездную проверку.
В ходе проверки установлено несоблюдение Обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил N 170.
В нарушение приведенных норм на лестничной клетке девятого этажа в первом подъезде МКД температура воздуха составила 14,5 °C, на лестничной клетке второго этажа - 6,7 °C; на лестничной клетке девятого этажа во втором подъезде МКД температура воздуха составила 11,7 °C, на лестничной клетке второго этажа - 5,9 °C. Результаты проверки отражены в акте от 16.02.2021 N 03-13/76.
В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание от 17.02.2021 N 03-14/36, измененное приказом от 20.07.2021 N 01-02/03-364, обязывающее в срок до 15.03.2021 обеспечить нормативную температуру воздуха на лестничных клетках в первом и втором подъездах МКД.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Правил N 170 и 491, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно частям 1, 2.3 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Кодекса по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома. Управляющая организация обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В подпункте "а" пункта 2 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме. В их числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.
В подпунктах "а", "б" и "г" пункте 10 Правил N 491 определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В подпункте "в" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В пунктах 3.2.5, 4.8.14 Правил N 170 определено, что лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям; помещение лестничной клетки должно регулярно проветриваться, температура воздуха должна быть не менее +16 град. С.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет управление МКД на основании договора управления от 25.12.2007. Следовательно, оно является лицом, ответственным за содержание общего имущества в МКД.
В нарушение требований Кодекса, Правил N 491, 170 на лестничных клетках в первом и втором подъездах МКД нормативный температурно-влажностный режим не соблюдался.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии оснований для выдачи Инспекцией Обществу оспариваемого предписания.
Довод Общества о неисполнимости предписания по причине того, что распространению теплого воздуха и обеспечению нормативной температуры в подъездах препятствуют самовольно установленные жильцами дома перегородки, а приведение лестничных площадок в прежнее состояние не является обязанностью управляющей организации, был предметом исследования судов и правомерно отклонен.
В силу требований жилищного законодательства, договора управления обязанность поддержания помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленную законодательством температуру в таких помещениях, возложена на управляющую организацию, поэтому Общество обязано обеспечить нормативную температуру воздуха на лестничных клетках подъездов.
Решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции лица, которому оно выдано. При этом Общество вправе самостоятельно определить приемлемый для него и соответствующий действующему законодательству механизм исполнения предписания.
Суды, установив, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенных нарушений, является исполнимым способами, не противоречащим положениям действующего законодательства, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А82-3100/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "в" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
...
В нарушение требований Кодекса, Правил N 491, 170 на лестничных клетках в первом и втором подъездах МКД нормативный температурно-влажностный режим не соблюдался."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 апреля 2022 г. N Ф01-705/22 по делу N А82-3100/2021