Нижний Новгород |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А82-2875/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021
по делу N А82-2875/2021
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (ИНН: 7602063917, ОГРН: 1077602005216)
о признании недействительным и отмене предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Абрамова Ирина Владимировна, Абрамов Алексей Юрьевич,
и установил:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) о признании недействительным и отмене предписания от 09.02.2021 N 103-07-3/21-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Абрамова Ирина Владимировна, Абрамов Алексей Юрьевич.
Решением суда от 08.10.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оспариваемое предписание Департамента нарушает права и законные интересы Общества, является незаконным и неисполнимым, поскольку произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу не представляется возможным. В обоснование своей позиции Общество ссылается на судебную практику. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент в связи с поступившими обращениями жителей провел внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: город Ярославль, улица Панина, дом 28 (далее - МКД) на основании договора от 01.11.2014 и является исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению для жителей МКД.
Квартира N 78 МКД оборудована индивидуальными приборами учета (ИПУ) холодной и горячей воды, срок поверки которых не истек (на момент проведения проверки).
В период октябрь - сентябрь 2020 года собственник квартиры не передавал Обществу показания ИПУ холодной воды. В спорный период расчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению Общество производило исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления холодной воды (в октябре, ноябре, декабре 2019 года) и норматива потребления коммунального ресурса (в период с января по август 2020 года).
После передачи потребителем показаний ИПУ холодной воды в сентябре 2020 года перерасчет ранее начисленных сумм в период с октября 2019 до августа 2020 года Общество не производило.
Департамент пришел к выводу о нарушении Обществом статьи 157 Кодекса, пунктов 42, 61 Правил N 354. Результаты проверки отражены в акте от 09.02.2021 N 103-07-3/21.
Департамент выдал Обществу предписание от 09.02.2021 N 103-07-3/21-1, обязывающее в срок до 17.03.2021 обеспечить начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в соответствии с требованиями пункта 42 Правил N 354; привести начисление платы за период с октября 2019 до августа 2020 года за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в соответствие с требованиями пункта 42 Правил N 354 исходя из показаний ИПУ.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Правил N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, вместе с тем отменил решение суда и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований органы государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Кодекса).
В части 2 статьи 154 Кодекса указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В части 7 статьи 155 Кодекса определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 Кодекса.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Кодекса, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, изложенные нормативные положения устанавливают обязанность потребителя по оплате за коммунальные услуги только фактически потребленного объема такой коммунальной услуги.
В соответствии с подпунктами "б", "и" пункта 33 Правил N 354 (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б"); требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (подпункт "и").
В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном названными Правилами (пункт 36 Правил N 354).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В пункте 61 Правил N 354 определено, что, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Суд апелляционной инстанции установил, что жилое помещение (квартира N 78) оборудовано индивидуальным прибором учета холодной воды, который введен в эксплуатацию 25.12.2018, заводской номер 356333, дата очередной поверки 21.11.2024 (акт приема и допуска в эксплуатацию индивидуальных (квартирных) приборов учета расхода воды от 25.12.2018).
В период с октября 2019 до сентября 2020 годов показания ИПУ холодной воды собственником квартиры не передавались Обществу. Из пояснений третьих лиц следует, что собственники жилого помещения находились в командировке в городе Калининграде. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены соответствующие доказательства.
После передачи показаний ИПУ холодной воды в сентябре 2020 года и составления акта учета показаний квартирных приборов учета от 15.09.2020 потребитель неоднократно обращался к Обществу с заявлениями о проведении перерасчета.
Общество в перерасчете платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению отказывало, указав на то, что, потребитель не воспользовался своим правом ежемесячно снимать и передавать показания индивидуального прибора учета.
При этом акт проверки ИПУ холодной и горячей воды в квартире N 78, подтверждающий несанкционированное вмешательство в работу приборов учета, Общество не представило.
Таким образом суд апелляционной инстанции исходя из положений статьи 157 Кодекса, пунктов 42, 61 Правил N 354 пришел к верному выводу о том, что Общество обязано было произвести перерасчет платы потребителю за коммунальную услугу по холодному водоснабжению по фактическому потреблению с учетом показаний индивидуального прибора учета холодной воды и в том случае, когда потребитель не предъявил своевременно информацию о потребленном объеме ресурса за расчетный период, поскольку потребитель обязан оплачивать лишь тот объем ресурса, который фактически потреблен.
Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определения от 26.08.2019 N 302-ЭС19-14339, от 20.04.2020 N 307-ЭС20-4932).
Иной подход, занятый исполнителем коммунальных услуг, означал бы возможность взыскания платы сверх объема потребленной коммунальной услуги фактически в качестве санкции за нарушение обязанности по передаче показаний прибора учета.
Нормами действующего законодательства установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги. Установив, что вмешательство в прибор учета не подтверждено, исполнитель обязан был произвести перерасчет платы исходя из снятых показаний прибора учета.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для выдачи Обществу предписания, возложив на него обязанность устранить допущенные нарушения и произвести перерасчет платы.
С учетом изложенного, установив, что предписание является исполнимым, направлено на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, суд второй инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Приведенные Обществом доводы основанием для отмены или изменения судебного акта служить не могут, так как основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Возражения заявителя со ссылкой на судебную практику по другим делам не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Повторная оценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А82-2875/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество в перерасчете платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению отказывало, указав на то, что, потребитель не воспользовался своим правом ежемесячно снимать и передавать показания индивидуального прибора учета.
При этом акт проверки ИПУ холодной и горячей воды в квартире N 78, подтверждающий несанкционированное вмешательство в работу приборов учета, Общество не представило.
Таким образом суд апелляционной инстанции исходя из положений статьи 157 Кодекса, пунктов 42, 61 Правил N 354 пришел к верному выводу о том, что Общество обязано было произвести перерасчет платы потребителю за коммунальную услугу по холодному водоснабжению по фактическому потреблению с учетом показаний индивидуального прибора учета холодной воды и в том случае, когда потребитель не предъявил своевременно информацию о потребленном объеме ресурса за расчетный период, поскольку потребитель обязан оплачивать лишь тот объем ресурса, который фактически потреблен.
Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определения от 26.08.2019 N 302-ЭС19-14339, от 20.04.2020 N 307-ЭС20-4932)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф01-1068/22 по делу N А82-2875/2021