Нижний Новгород |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А29-14004/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального унитарного предприятия "Полигон" муниципального образования
городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021
по делу N А29-14004/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ОГРН: 1071102001695, ИНН: 1102055018)
к муниципальному унитарному предприятию "Полигон" муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН: 1101103000240, ИНН: 1103002033)
об обязании установить средства измерения на объекте размещения твердых коммунальных отходов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН: 1021100807716, ИНН: 1103023523), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (ОГРН: 1181101000134, ИНН: 1101160228), Комитет Республики Коми по тарифам (ОГРН: 1201100004820, ИНН: 1101169990),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Общество, ООО "Региональный оператор Севера") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Полигон" муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Предприятие, МУП "Полигон") с требованием о возложении обязанности установить средства измерения на городском полигоне твердых бытовых отходов муниципального образования городского округа "Воркута", расположенном по адресу: город Воркута, Железнодорожный район, 1,5 км Юго-западнее объектов Оленьсовхоза, улица Оленьсовхозная, дом 8, и осуществить допуск средств измерения в эксплуатацию в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство), Комитет Республики Коми по тарифам (далее - Комитет).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 27.07.2021 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением апелляционного суда от 07.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), в рассмотренном случае неприменимы, так как они регулируют отношения в сфере обращения отходов на объектах, подлежащих государственному регулированию. Предприятие не является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а его деятельность по хранению ТКО не является деятельностью по их захоронению. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Комитет в отзыве указывает на законность обжалуемых судебных актов.
Общество в отзыве и дополнениях к нему отклонило доводы жалобы.
Дополнительные пояснения к отзыву от 30.03.2022 подлежат возврату ООО "Региональный оператор Севера" в связи с тем, что поданы с нарушением установленного Арбитражным процессуальным кодексом порядка.
Ходатайство Предприятия об отложении судебного заседания в связи с необходимостью ознакомления с дополнительными пояснениями к отзыву Общества подлежит отклонению с связи с возвратом названного дополнения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Определением суда округа от 20.01.2022 судебное заседание перенесено на 10.02.2022.
Определением суда округа от 10.02.2022 в судебном заседании объявлен перерыв на 17.02.2022.
Определением суда округа от 17.02.2022 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 17.03.2022.
Определением суда округа от 17.03.2022 в судебном заседании объявлен перерыв на 24.03.2022.
Определением суда округа от 24.03.2022 судебное заседание перенесено на 31.03.2022.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Предприятие является арендатором земельного участка с кадастровым номером 11:16:1705002:34 по адресу: Республика Коми, город Воркута, в юго-западной части кадастрового квартала, из земель населенных пунктов для размещения городского полигона ТБО на основании договора аренды земельного участка от 18.05.2010 N 357-2010, заключенного Администрацией и Предприятием.
Эксплуатируемый МУП "Полигон" объект размещения отходов - городской полигон твердых бытовых отходов N 11-00023-Х-00164-27022015 приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.02.2015 N 164 включен в государственный реестр объектов размещения отходов с указанием назначения объекта - хранение отходов (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445 Федеральному классификационному каталогу отходов 7 33 100 01 72 4), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код 8 12 901 01 72 4), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код 7 33 000 00 00 0).
В рамках дел N А29-8008/2019 и А29-13354/2020 установлено, что на 2019 и 2020 годы между сторонами имелись договорные обязательства, в соответствии с которыми МУП "Полигон" (оператор) принимало твердые коммунальные отходы в согласованном с контрагентом объеме и в установленном месте и обеспечивало их размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО "Региональный оператор Севера" взяло на себя обязательство оплачивать услуги оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу оператора.
В рассмотренном случае коммерческий учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения, в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 505, но не более документально подтвержденных объемов ТКО, принятых на хранение на полигон. В случае, если полигон не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы ТКО осуществляется в соответствии с пунктом 11 Правил N 505.
Пунктом 10 Правил N 505 предусмотрена императивная обязанность владельца объекта захоронения ТКО в течение одного года со дня вступления в силу Правил N 505 оборудовать принадлежащий объект средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Предприятие уклонялось от исполнения данной обязанности, что вынуждает Общество осуществлять расчеты за оказанные им услуги расчетным способом и нарушает права истца на осуществление оплаты за фактически оказанные услуги по размещению ТКО, в связи с чем ООО "Региональный оператор Севера" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Руководствуясь статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 505, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления (подпункт "а"); исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения (подпункт "б").
Согласно пункту 7 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 Правил.
Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил N 505 оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов (пункт 10).
На основании пункта 11 Правил N 505, если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого: в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (подпункт "а"); по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (подпункт "б").
В пункте 3 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Правила N 484) определено, что тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела не противоречит, что на полигоне ТБО, принадлежащем ответчику, отсутствуют средства измерений массы ТКО, в то время как из приведенных норм следует, что способ учета твердых коммунальных отходов при расчетах с оператором осуществляется исходя из массы ТКО.
Предприятие не оспаривает принадлежность и эксплуатацию полигона ТБО в городе Воркуте, указав, что не занимается регулируемым видом деятельности в сфере обращения с ТКО.
Вместе с тем суды обоснованно посчитали, что отсутствие государственного регулирования тарифа (цены) на оказанные услуги в данном случае не исключает обязанность ответчика соблюдать требования Правил N 505.
Суды верно указали, что МУП "Полигон", которое осуществляет деятельность по хранению отходов на полигоне, учитывая, что под размещением отходов понимается не только их захоронение, но и хранение, следует, что на Предприятии лежит обязанность оборудовать принадлежащий ему объект - полигон средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что МУП "Полигон" обязано оборудовать объект хранения отходов средствами измерения массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07. 10.2021 по делу N А29-14004/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Полигон" муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на муниципальное унитарное предприятие "Полигон" муниципального образования городского округа "Воркута".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 11 Правил N 505, если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого: в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (подпункт "а"); по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (подпункт "б").
В пункте 3 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Правила N 484) определено, что тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 апреля 2022 г. N Ф01-7946/21 по делу N А29-14004/2020