Нижний Новгород |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А79-311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Бомониной Е.С. (доверенность от 18.05.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу апелляционную жалобу акционерного общества "Чебоксары - Лада"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.08.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021
по делу N А79-311/2021
по заявлению акционерного общества "Чебоксары - Лада"
(ИНН: 2124003784, ОГРН: 1022100908510)
о признании незаконными действий (бездействия) Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
и установил:
акционерное общество "Чебоксары - Лада" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.08.2021 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что объект недвижимости должен был быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее - Перечень) без определения фактического использования объекта, поскольку из наименования объекта недвижимости "Предприятие по ремонту автомобилей с демонстрационным залом" и назначения земельного участка "для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, для размещения административных зданий", следует, что объект недвижимости используется с целью бытового обслуживания населения в части оказания услуг по ремонту автомобилей, а назначение земельного участка предполагает размещение административного здания.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 10.12.2020 обратилось в Министерство с заявлением о включении объекта недвижимости "Предприятие по ремонту автомобилей с демонстрационным залом" с кадастровым номером 21:02:010225:699 (далее - Объект недвижимости) в Перечень.
В письме от 30.12.2020 N 23/13-19495 Министерство отказало в удовлетворении заявления Общества.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в невключении объекта недвижимости в Перечень.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 N 343 (далее - Порядок), суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии совокупности условий для удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений (действий) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 378.2 НК РФ установлен перечень видов недвижимого имущества налоговая база в отношении которых определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Министерство является органом, уполномоченным определять Перечень объектов недвижимого имущества, в отношений которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на территории Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2020 N 74.
Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, ежегодно формируется в соответствии с Порядком на основании данных филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ФГБУ по ЧР) и информации органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2.1 Порядка Министерство ежегодно на основании представляемых по запросу ФГБУ по ЧР сведений об объектах недвижимого имущества из федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) с учетом предложений органов местного самоуправления в срок не позднее первых 10 рабочих дней текущего финансового года формирует предварительный перечень объектов нежилого фонда (далее - предварительный перечень) на соответствующий налоговый период и размещает его на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии; в целях уточнения предварительного перечня в течение года, предшествующего очередному налоговому периоду, на основании обращений собственников объектов нежилого фонда или их уполномоченных представителей о внесении изменений в предварительный перечень проводит мероприятия в соответствии с разделом 3 Порядка.
В пункте 2.2 Порядка установлено, что заявители в случае несогласия с включением или невключением соответствующих объектов нежилого фонда в предварительный перечень вправе до 1 марта текущего года направить в Министерство обращение, к которому прикладываются копии технических планов (паспортов) на объекты нежилого фонда.
Согласно пункту 3.1 Порядка, комиссией, образованной Министерством, по обращению заявителей проводятся мероприятия в соответствии с настоящим Порядком, в том числе по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения
По результатам проведения обследования объекта нежилого фонда в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его проведения уполномоченными должностными лицами составляется акт обследования по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения по форме согласно приложению 2 к Порядку с приложением соответствующих фотоматериалов (видеоматериалов) (пункт 3.6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления, указанного в пункте 3.8.1 настоящего Порядка, межведомственная комиссия принимает решение о включении объекта нежилого фонда, указанного в письменном заявлении, в предварительный перечень либо об исключении объекта нежилого фонда, указанного в письменном заявлении, из предварительного перечня (пункт 3.8.5 Порядка).
Как следует из материалов дела и установили суды, в предварительный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, сформированный Министерством объект недвижимости, принадлежащий Обществу, не включен; копия технического паспорта на него к заявлению не приложена; обследование спорного здания на предмет фактического его использования, не проводилось и Порядком не установлен срок, в течение которого должно быть проведено обследование.
Министерство приказом от 24.12.2020 N 392 утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На момент принятия названного Перечня согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером 21:02:010225:699, расположенный по адресу: город Новочебоксарск, улица Восточная, дом 6, общей площадью 3150,4 квадратного метра, с наименованием "Предприятие по ремонту автомобилей с демонстрационным залом" находилось на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010225:235, имеющем вид разрешенного использования - и "для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, для размещения административных зданий".
Таким образом, до момента утверждения Перечня на 2021 год Общество не представило доказательств соответствия характеристик спорного объекта недвижимости требованиям пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Министерство с момента подачи Обществом заявления до момента формирования Перечня не имело возможности провести мероприятия, установленные разделом 3 Порядка, и отнести его к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Из положений Порядка не следует обязанность Министерства по установлению объекта в 2020 году, как подлежащего включению в Перечень на 2021 год.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимной связи, суды обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень именно на 2021 год до 01.01.2021.
Самостоятельное определение заявителем соответствия спорного объекта недвижимости признакам объекта, установленным пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, и выбор налогового периода, с которого подлежит применению кадастровая стоимость в целях налогообложения, законодательством не предусмотрены.
Таким образом в оспариваемом отказе Министерства обоснованно указано на невозможность включения объекта недвижимости с кадастровым номером 21:02:010225:699, расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Восточная, здание 6, корпус 1, в Перечень, в отношении которого налоговая база в 2021 году определялась как кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А79-311/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу апелляционную жалобу акционерного общества "Чебоксары - Лада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент принятия названного Перечня согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером 21:02:010225:699, расположенный по адресу: город Новочебоксарск, улица Восточная, дом 6, общей площадью 3150,4 квадратного метра, с наименованием "Предприятие по ремонту автомобилей с демонстрационным залом" находилось на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010225:235, имеющем вид разрешенного использования - и "для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, для размещения административных зданий".
Таким образом, до момента утверждения Перечня на 2021 год Общество не представило доказательств соответствия характеристик спорного объекта недвижимости требованиям пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Министерство с момента подачи Обществом заявления до момента формирования Перечня не имело возможности провести мероприятия, установленные разделом 3 Порядка, и отнести его к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
...
Самостоятельное определение заявителем соответствия спорного объекта недвижимости признакам объекта, установленным пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, и выбор налогового периода, с которого подлежит применению кадастровая стоимость в целях налогообложения, законодательством не предусмотрены."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф01-1008/22 по делу N А79-311/2021