Нижний Новгород |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А82-18805/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 11.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021
по делу N А82-18805/2020
по иску акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (ОГРН: 1077604029744, ИНН: 7604119467)
к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля
(ОГРН: 1027600677994, ИНН 7601001097),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент финансов мэрии города Ярославля (ОГРН: 1027600689907, ИНН: 760100463), Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (ОГРН: 1027600985697, ИНН: 7607008170),
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
(ОГРН: 1027600684100, ИНН: 7601000992)
о взыскании 290 640 рублей 68 копеек,
и установил:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент) о взыскании 280 246 рублей 54 копеек задолженности за октябрь 2017 года, в том числе по оплате: повышающего коэффициента по коммунальной услуге электроснабжения в сумме 75 475 рублей 03 копеек, повышающего коэффициента по коммунальной услуге горячего водоснабжения в сумме 57 284 рубля 93 копейки, повышающего коэффициента по коммунальной услуге холодного водоснабжения в сумме 147 486 рублей 58 копеек.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент финансов мэрии города Ярославля, территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 01.08.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021, удовлетворил заявленное требования, взыскав с Департамента спорную задолженность.
Не согласившись с названными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, кассатор указывает на предъявление иска к Департаменту как к ненадлежащему ответчику, поскольку на него не возложены полномочия по уплате повышающего коэффициента; по смыслу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) в домах, подлежащих капитальному ремонту, у собственников жилых помещений отсутствует обязанность по установке приборов учета и повышающий коэффициент не применяется. Ответчик основывал свои возражения на статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой необходимость капитального ремонта жилых домов имела место по состоянию на 01.01.2013.
В отзыве на кассационную жалобу представитель истца сослался на законность и обоснованность решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет управление многоквартирными домами в Красноперекопского районе, в том числе многоквартирными домами, жилые помещения в которых находятся в муниципальной собственности и переданы по договорам социального найма.
Истец, ссылаясь на неисполнение обязанности по установке приборов учета в отношении муниципальных жилых помещений, рассчитал стоимость повышающего коэффициента за коммунальные услуги в указанных жилых помещениях за октябрь 2017 года в размере 280 246 рублей 54 копеек.
Общество направило ответчику претензионное письмо от 18.06.2020 N 01-07/469 с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность.
Отсутствие оплаты задолженности послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ярославской области.
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
На собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, возложена обязанность обеспечить до 01.07.2012 оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Обязанность собственников обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену предусмотрена в пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном жилом доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном жилом доме, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого с 01.01.2017 составляет 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Собственник не представил в дело таких доказательств и до возникновения спора не обращался к управляющей компании с требованием о составлении соответствующих актов.
Суд округа установил, что довод заявителя жалобы о том, что в домах, подлежащих капитальному ремонту, отсутствует обязанность собственников помещений по оснащению помещений индивидуальными приборами учета и, соответственно, неправомерно применен повышающий коэффициент вследствие отсутствия указанного прибора, обоснованно отклонен судами.
Требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются, в частности, на многоквартирные дома, подлежащие капитальному ремонту до 01.01.2013.
Следовательно, на жилые дома, подлежащие капитальному ремонту после 01.01.2013, распространяются требования части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении об обеспечении оснащения жилых домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств, что спорные многоквартирные дома подлежали капитальному ремонту по состоянию на 01.01.2013.
Обязанность по проведению в многоквартирных домах капитального ремонта установлена судебными актами позднее 01.01.2013. Доказательств проведения капитального ремонта в указанных домах не представлено.
Суды двух инстанций пришли к выводу, что ответчик не доказал, что спорные дома подпадают под исключения, указанные в пункте 1 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Ветхость жилого дома и своевременно невыполненный в нем капитальный ремонт не являются безусловными критериями отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета.
Из материалов дела следует, что собственником спорных жилых помещений является город Ярославль.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 N 492 (далее - Положение), последний является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим ее полномочия по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 2.6 Положения одной из основных задач Департамента является создание условий для управления многоквартирными домами и выполнение отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда.
В силу подпунктов 9 и 44 пункта 3.1 Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке функции, в частности, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления, а также обеспечивает защиту прав и интересов города Ярославля по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в судебных инстанциях.
Вопреки доводам заявителя Департамент является уполномоченным лицом, в обязанности которого входит выполнение отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда, функции главного распорядителя бюджетных средств, а также судебная защита прав и интересов города Ярославля по вопросам, относящимся к его компетенции.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание, что обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном жилом доме индивидуальным прибором учета возложена на его собственника, ответчик не подтвердил техническую невозможность установки данного оборудования, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для освобождения собственника в лице уполномоченного органа (Департамента) от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием индивидуальных приборов учета в принадлежащих ему жилых помещениях.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на ином понимании норм права в совокупности обстоятельств дела, и сводятся к несогласию заявителя с приведенной судами оценкой, данной фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам, что не свидетельствует о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к судебной ошибке.
Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А82-18805/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются, в частности, на многоквартирные дома, подлежащие капитальному ремонту до 01.01.2013.
Следовательно, на жилые дома, подлежащие капитальному ремонту после 01.01.2013, распространяются требования части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении об обеспечении оснащения жилых домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств, что спорные многоквартирные дома подлежали капитальному ремонту по состоянию на 01.01.2013.
...
Суды двух инстанций пришли к выводу, что ответчик не доказал, что спорные дома подпадают под исключения, указанные в пункте 1 статьи 13 Закона об энергосбережении.
...
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2022 г. N Ф01-830/22 по делу N А82-18805/2020