Нижний Новгород |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А38-3076/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Саркеевой Л.А. - председателя правления (паспорт),
Софронова Ю.Г. (доверенность от 10.02.2022),
от заинтересованного лица: Хлыбова Н.А. (доверенность от 20.01.2022),
Безденежных Г.С. (доверенность от 06.07.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников недвижимости "Олимп"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021
по делу N А38-3076/2021
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Олимп"
(ОГРН: 1151215001960, ИНН: 1215187992)
о признании недействительным предписания
Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл
и установил:
товарищество собственников недвижимости "Олимп" (далее - ТСН) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) от 04.03.2021 N 8.
Решением суда от 15.10.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
ТСН не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнениями к ней.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, нарушили нормы процессуального права и неправильно применили нормы материального права. По мнению кассатора, отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания. ТСН указывает на нарушения со стороны Департамента при проведении проверки, потому результаты измерения температуры не могут признаваться объективными.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе, дополнениях к ней и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ТСН в возражении на отзыв Департамента указало на то, что позиция Департамента является бездоказательной.
Дополнительные документы, приложенные к кассационной жалобе, дополнениях к ней и в возражении на отзыв, подлежат возвращению заявителю, поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются в силу ограничений, установленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Вместе с тем следует отметить, если документы поступили в суд округа в электронном виде посредством системы электронной подачи документов "Мой арбитр", соответственно, такие документы фактически не могут быть возвращены на бумажном носителе.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, в Департамент поступило обращение собственника квартиры 61 дома 126 по улице Карла Маркса города Йошкар-Олы.
Департамент в рамках предварительной проверки провел измерения температуры воздуха в квартире и установил, что температура воздуха в зале составляет 26 °С, на кухне - 25,5 °С, в комнате (спальне) - 25,7 °С. Данные измерения отражены в протоколе от 14.12.2020.
На основании распоряжения от 19.02.2021 N 31 Департамент провел в отношении ТСН внеплановую выездную проверку, в ходе которой установил факт предоставления потребителям коммунальной услуги "отопление" ненадлежащего качества, что отражено в акте проверки от 04.03.2021
Департамент выдал ТСН предписание от 04.03.2021 N 8, обязывающий срок до 09.04.2021 восстановить температуру воздуха в квартирах N 61, 64, 55 и 85 многоквартирного дома в соответствии с установленными требованиями, а также выполнить перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в квартире N 61 за период с 14.12.2020 до момента устранения нарушения, в квартирах N 64, 55, 85 - с 26.02.2021.
Определением Департамента от 06.05.2021 срок исполнения предписания продлен до 04.10.2021.
ТСН оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Департамент является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства и вправе проводить соответствующие проверки, а также выдавать по их результатам предписания о прекращении выявленных нарушений на основании части 5 статьи 20 ЖК РФ и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
Таким образом, предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом (МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами N 354.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
При этом качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении 1 к Правилам N 354 (подпункт "д" пункта 3).
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
Пунктом 15 раздела VI приложения 1 к Правилам N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг" предусмотрено, что качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (к которым относится Республика Марий Эл) - 31 °С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С).
Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Таким образом, температура воздуха в жилых помещениях на территории города Йошкар-Олы не может превышать 24 °С.
Суды установили, что ТСН, являясь исполнителем коммунальной услуги отопления, не обеспечило надлежащий нормативный уровень предоставления коммунальной услуги жителям квартир N 61, 64, 55, 85 спорного МКД.
Согласно протоколу измерений от 14.12.2020 температура воздуха в квартире 61 в зале составила 26 °С, на кухне - 25,5 °С, в комнате (спальне) - 25,7 °С. При этом отопительные приборы в жилом помещении были отключены.
Как следует из протокола измерений от 26.02.2021 температура воздуха в квартире 61 также превышает установленный нормативный уровень указанной коммунальной услуги.
Таким образом, факт превышения в квартирах N 61, 64, 55, 85 нормативных значений температуры, установленных пунктом 15 раздела VI приложения 1 к Правилам N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг" подтвержден материалами дела.
Довод заявителя о необходимости применения правил, установленных ГОСТ 30494-2011 Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях, введенным в действие приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст, является ошибочным и судом округа отклоняется.
Указанный ГОСТ введен в действие органом, не уполномоченным в силу части 1.1 статьи 157 ЖК РФ на регулирование жилищных отношений, не является ненормативным правовым актом.
В силу пункта 7 примечания к приложению 1 к Правилам N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг" измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 метра и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 метра.
Суды не установили нарушения Департаментом требований Правил N 354 при проведении измерений температуры воздуха с использованием измерительных приборов, соответствующих требованиям законодательства о техническом регулировании.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к выводу о том, что у Департамента имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Требование предписания направлено на проведение ТСН самостоятельного перерасчета платы в соответствии с действующими нормативными положениями. Иного вывода из обстоятельств настоящего дела, в том числе из доводов жалобы, не следует.
Установив, что оспариваемое предписание Департамента соответствует положениям действующего законодательства и как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А38-3076/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Олимп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к выводу о том, что у Департамента имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
...
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф01-1169/22 по делу N А38-3076/2021