г. Нижний Новгород |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А29-7407/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шемякиной О.А.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительные товары" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А29-7407/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
к открытому акционерному обществу "Строительные товары" (ИНН: 1104012683, ОГРН: 1101104000227)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу "Строительные товары" (далее - ОАО "Строительные товары") о взыскании 208 494 рублей 33 копеек долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года, 4169 рублей 89 копеек неустойки, начисленной за период с 13.04.2021 по 04.06.2021, неустойки, начисленной на сумму долга в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты задолженности, за каждый день просрочки начиная с 07.06.2021 по день фактической оплаты задолженности.
На основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2021 иск удовлетворен частично: с ОАО "Строительные товары" взыскано 208 494 рубля 33 копейки задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года, 4169 рублей 89 копеек неустойки, начисленной по состоянию на 04.06.2021, неустойки, начисленной на сумму долга в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты задолженности, за каждый день просрочки начиная с 05.06.2021 по день фактической оплаты задолженности, 59 рублей почтовых расходов, 10 000 рублей расходов на оплату услуг представителя, 7253 рубля расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "Строительные товары" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права (неправомерно рассмотрели иск в порядке упрощенного производства) и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению ОАО "Строительные товары", факт оказания услуг по выводу ТКО на спорную сумму материалами дела не доказан.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми с 01.11.2018.
ОАО "Строительные товары" с 2011 года является собственником магазина строительных товаров (ангара) площадью 763,9 квадратного метра, расположенного по адресу: город Инта, улица Куратова, дом 25.
Общество направило ОАО "Строительные товары" проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.07.2019 N 3726/РО-П/2019.
ОАО "Строительные товары" проект договора не подписало.
По расчетам Общества, стоимость услуг по обращению с ТКО за период с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года в отношении здания ОАО "Строительные товары" площадью 763,9 квадратного метра, составила 208 494 рубля 33 копейки (с учетом норматива 0,02333 кубического метра в месяц на 1 квадратный метр общей площади).
ОАО "Строительные товары" задолженность за указанный период не оплатило, претензию от 05.04.2021 N РО-6162/ис не удовлетворило (письмо от 19.04.2021 N 3), поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 24.6 (пункт 1), 24.7 (пункты 1, 3, 5 и 6) Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), пунктами 8 (1), 8 (12), 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктами 5 и 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что Общество доказало факт оказания ОАО "Строительные товары" услуг по обращению с ТКО в спорный период на заявленную сумму, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 24.6, пунктам 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, является публичным договором и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (пункт 8 (12) Правил N 1156).
В пункте 8 (18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, суды первой и апелляционной инстанций посчитали доказанным факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период, а также их объем.
Доказательства оплаты оказанных услуг, как и доказательства того, что услуги по обращению с ТКО ответчику не оказывались, были оказаны в меньшем объеме либо фактически их оказывала иная организация, в материалах дела отсутствуют.
Установленные судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск, взыскав с ОАО "Строительные товары" 208 494 рубля 33 копейки задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО.
В остальной части законность обжалованных судебных актов не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.
Довод о необходимости рассмотрения дела по общим правилам искового производства отклоняется судом округа, поскольку предусмотренные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства судами не установлены. Настоящее дело правомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании представленных сторонами доказательств. Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства соответствовало требованиям процессуального законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А29-7407/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительные товары" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Строительные товары".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и дальнейшему обжалованию не подлежит.
Судья |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (пункт 8 (12) Правил N 1156).
В пункте 8 (18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 апреля 2022 г. N Ф01-1042/22 по делу N А29-7407/2021