Нижний Новгород |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А29-606/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.09.2021,
принятое судьей Безносиковой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021,
принятое судьями Паниным Н.В., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
по делу N А29-606/2021
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью "Верхняя Лопья"
(ИНН:1112003097, ОГРН: 1021101005683)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Федеральное агентство лесного хозяйства,
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Верхняя Лопья" (далее - Общество) о взыскании 2 238 834 рублей 40 копеек задолженности по арендной плате, доначисленной по договору аренды лесного участка от 15.04.2008 N 5 за период 2017 - 2019 годов.
Исковые требования основаны на статьях 73, 74 и 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что расчет арендной платы за период с 2017 по 2019 года был ошибочным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 15.09.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021, отказал в удовлетворении иска. Суды двух инстанций исходили из того, что арендная плата по договору не определялась на торгах и является регулируемой.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и удовлетворить иск на сумму 1 681 110 рублей 20 копеек. По мнению заявителя, вывод судов о том, что цена не являлась предметом торгов, является неверным; изменение арендной платы в сторону уменьшение нарушает права других участников аукциона; суды не применили пункт 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Лесного кодекса Российской Федерации. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Рослесхоз отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, Комитет лесов Республики Коми (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Общество (арендатор) на основании протокола от 17.12.2004 N 28-04 о результате лесного конкурса заключили договор аренды лесного участка от 15.04.2008 N 5.
По указанному договору арендодатель передает в аренду, а арендатор сроком на 46 лет принимает лесной участок площадью 26 454 гектара в Прилузском лесничестве Республики Коми:
в Объячевском участковом лесничестве в кварталах 61 - 64, 119 - 125;
в Лопьинском участковом лесничестве в кварталах 13, 15 - 19, 25 - 27, 29 - 31, 37 - 39, 44 - 50 (пункты 1.1, 1.2 и 7.1 договора с учетом соглашения от 12.12.2012).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2. Арендатору передается лесной участок для использования в целях для заготовки древесины и объемах согласно приложению N 3 (пункты 1.3, 1.4, 1.6).
Арендная плата по лесному участку рассчитывается на основании ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с приложением N 4; ежегодно и (или), в случае изменения ставок платы за единицу объема лесныхресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также, в случае индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, арендодатель в одностороннем порядке делает перерасчет арендной платы и уведомляет об этом арендатора. Уведомление об изменении арендной платы и о сумме арендодатель в письменной форме направляет арендатору ежегодно не позднее 10 февраля текущего года и (или) не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы (пункты 3.2, 3.3).
Арендная плата рассчитывается как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на весь ежегодный объем подлежащих заготовке лесных ресурсов. Методика расчета арендной платы устанавливается приказом Комитета лесов Республики Коми (пункты 3.4, 3.5 договора). Арендная плата в 2012 году и последующие годы вносится по десяти срокам уплаты в равных долях на 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября и 15 ноября (пункты 3.2 - 3.6 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.12.2012).
На спорный период аренды 2017-2019 годов сторонами подписаны приложения N 4 к договору, которыми согласованы сроки внесения и размеры арендных платежей по договору с разбивкой по месяцам и по бюджетам.
Рослесхоз провел плановую выездную проверку исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в ходе которой выявлены случаи заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов, изменяющих количественные и качественные характеристики лесного участка и арендную плату.
В пункте 14 предписания Рослесхоза от 24.12.2019 N 31/2019 Министерству поручено обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений.
Перерасчет суммы платы по договору за период за 2017 - 2019 годов произведен на общую сумму 2 238 834 рублей 40 копеек. Министерство в претензии от 02.11.2020 N 02-10-7915 потребовало погасить образовавшуюся задолженность. Данное требование не было исполнено Обществом.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статье 4 (частям 1 и 2) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, рассматриваемый договор аренды лесного участка от 15.04.2008 N 5 заключен в результате переоформления договора аренды лесного участка от 24.12.2004 N 5, который был заключен на основании протокола от 17.12.2004 N 28-04 о результате лесного конкурса, проведенного в порядке Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (от 29.01.1997 N 22-ФЗ).
Лесной кодекс Российской Федерации (действующий) применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие (статья 2 Вводного закона).
На момент заключения договора от 24.12.2004 N 5 и проведения лесного конкурса действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ.
Согласно статьям 31 (частей 1 и 4), 33, 34 (части 1) и 35 (части 1, 5 и 6) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года аренда участков лесного фонда регулируется данным кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом управления лесным хозяйством в соответствии с данным кодексом и гражданским законодательством.
По общему правилу, участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда. По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. В договоре аренды участка лесного фонда указываются, в том числе, размер арендной платы и порядок ее внесения.
Положение о порядке проведения лесных конкурсов на момент проведения спорного конкурса утверждено приказом Рослесхоза от 30.09.1997 N 123 "Об утверждении Положения о порядке проведения лесных конкурсов".
На основании статей 103 и 105 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. При этом арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно этому порядку при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Ставками платы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров. Данный вывод сделан в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 по делу N 307-ЭС15-19171.
Как верно указали суды двух инстанций, из протокола от 17.12.2004 N 28-04 не следует, что размер арендной платы являлся предметом лесного конкурса.
Согласно действующему договору арендная плата по лесному участку рассчитывается на основании ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с приложением N 4; ежегодно и (или) в случае изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, в случае индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов арендодатель в одностороннем порядке делает перерасчет арендной платы и уведомляет об этом арендатора. Уведомление об изменении арендной платы и сумме арендодатель в письменной форме направляет арендатору ежегодно не позднее 10 февраля текущего года и (или) не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы (пункты 3.2, 3.3). Арендная плата рассчитывается как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на весь ежегодный объем подлежащих заготовке лесных ресурсов. Методика расчета арендной платы устанавливается приказом Комитета лесов Республики Коми (пункты 3.4, 3.5 договора).
Условия договора аренды лесного участка от 15.04.2008 N 5 Министерством не были оспорены, в том числе с учетом дополнительного соглашения от 12.12.2012. Более того, из протокола о результатах лесного конкурса от 17.12.2004 N 28-04 следует, что расчет размера арендной платы производится исходя из установленного размера отпуска древесины по участку, следовательно, фактически был равен регулируемой плате.
По смыслу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данных в пункте 18 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если размер арендной платы не определяется по результатам торгов, то он является регулируемым.
Приказом Комитета лесов Республики от 23.08.2012 Коми N 800 "Об утверждении распределения лесных кварталов по разрядам такс" утверждено распределение лесных кварталов по разрядам такс. В соответствии с пунктом 2 указанного приказа распределение лесных кварталов по разрядам такс введено в действие с 01.01.2013. Таким образом, начиная с 2013 года в расчёте арендной платы (приложение N 4 к договору) в графе средневзвешенный лесотаксовый разряд правомерно отражен показатель 3,36.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении иска Министерства. Аргументы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу N А29-606/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно этому порядку при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Ставками платы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
...
По смыслу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данных в пункте 18 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если размер арендной платы не определяется по результатам торгов, то он является регулируемым."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 апреля 2022 г. N Ф01-1262/22 по делу N А29-606/2021