Нижний Новгород |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А11-14569/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Башевой Н.Ю., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Куликова А.В. (доверенность от 06.04.2022),
от ответчика: Оборова А.С. (доверенность от 02.02.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.08.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021
по делу N А11-14569/2019
по иску администрации Владимирской области
(ОГРН 1033302005527, ИНН 3328101358)
к автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области" (ОГРН: 1163300050385, ИНН: 3328013567),
о взыскании 2 373 700 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -Счетная палата Владимирской области (ОГРН: 1033302009245, ИНН: 3302014622),
и установил:
администрация Владимирской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области" (далее - АНО "Дом НКО Владимирской области", Организация) о принудительном взыскании 2 373 700 рублей субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Владимирской области (далее - Счетная палата).
Решением от 19.08.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Организация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, основания для возврата субсидии отсутствуют. Судебные акты по делу N А11-1582/2019 не имеют преюдициального значения для настоящего спора.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в целях реализации государственной программы Владимирской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением губернатора Владимирской области от 28.11.2013 N 1345 (далее - Постановление N 1345), в 2017 году Организации обеспечено предоставление предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий из бюджета Владимирской области.
Постановлением N 1345 утвержден Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета (приложение N 4).
В 2017 году субсидии из областного бюджета были предоставлены Организации путем заключения соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии от 17.04.2017 N 131, а также дополнительными соглашениями к нему от 18.07.2017 N 334, от 08.12.2017 N 623 на сумму 2 373 700 рублей между Администрацией и АНО "Дом НКО Владимирской области".
В пункте 1.1.2 соглашения установлено, что субсидия из областного бюджета предоставляется в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): содействие в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области посредством финансирования затрат на поддержку деятельности ресурсного центра развития некоммерческих организаций Владимирской области и в сфере межнациональных отношений; возмещение расходов, связанных с участием в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, федерального, межрегионального и регионального уровней; проведение конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления грантов; имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций; развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью; организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций; проведение и поддержка независимых экономических и социологических исследований, гражданской экспертизы в рамках целей деятельности организации.
Пунктом 1.1.3 соглашения определено, что предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением.
Дополнительными соглашениями от 18.07.2017 N 334 и от 08.12.2017 N 623 в соглашение с АНО "Дом НКО Владимирской области" вносились изменения, согласно которым, в том числе, установлены показатели результативности.
В период с 03.05.2018 по 07.09.2018 Счетной палатой проведена проверка эффективности расходования бюджетных средств на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области, 23.08.2018 - в отношении Организации, в ходе которой выявлены нарушения условий предоставления субсидий из областного бюджета.
По результатам проверки Счетной палатой вынесено представление от 07.11.2018 N 05-994-12/2-18, согласно которому АНО "Дом НКО Владимирской области" предписано в соответствии с пунктом 4.4 Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Владимирской области автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области", утвержденного постановлением N 1345 (далее - Порядок), пунктом 4.3.8 Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета от 17.04.2017 N 131 (далее - Соглашение) осуществить возврат в областной бюджет средств субсидии в сумме 2 373 700 рублей, полученных в 2017 году в соответствии с Соглашением; обеспечить выполнение условий договоров о предоставлении субсидий из областного бюджета.
Объем представленной к возврату суммы субсидии обусловлен, в том числе: невыполнением Организацией показателей результативности, являющихся приложением к Соглашению; отсутствием ведения АНО "Дом НКО Владимирской области" обособленного учета средств субсидии; отсутствием в смете, являющейся приложением к Соглашению, разбивки стоимости по мероприятиям, услугам.
Не согласившись с указанным представлением, АНО "Дом НКО Владимирской области" обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 20.06.2019 по делу N А11-1582/2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.09.2019, АНО "Дом НКО Владимирской области" в удовлетворении требования о признании незаконным представления Счетной палаты от 07.11.2018 N 05-994-12/2-18 отказано.
Комитетом по социальной политике администрации Владимирской области 26.12.2018 в адрес АНО "Дом НКО Владимирской области" направлено уведомление N КСП-653-15-19 о возврате средств субсидии.
В соответствии с требованием пункта 4.1.4 Соглашения 26.02.2019 администрацией области в адрес Организации также направлено уведомление N 01/02-06 о возврате средств субсидии по соглашению от 17.04.2017 N 131.
Уведомления Администрации и комитета по социальной политике оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.
Неисполнение Организацией обязанности по возврату денежных средств послужило органу местного самоуправления основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 34, 38, 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о нарушении Организацией условий предоставления субсидий из федерального бюджета и удовлетворил требование Администрации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 78 БК РФ юридическим лицам могут быть предоставлены субсидии из бюджета субъекта.
На основании пункта 2 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации государственной программы Владимирской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением губернатора области от 28.11.2013 N 1345 (далее - Постановление N 1345), в 2017 году АНО "Дом НКО Владимирской области" обеспечено предоставление предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ субсидий из бюджета Владимирской области.
В Приложении N 4 к Постановлению N 1345 установлен порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Владимирской области АНО "Дом НКО Владимирской области" (далее - Порядок).
На основании пунктов 1.2 и 2.5 Порядка субсидии предоставляются АНО "Дом НКО Владимирской области" на основании соглашения с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансовое обеспечение поименованных расходов: участие в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней; проведение конкурсов среди СО НКО для предоставления грантов; имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО НКО; развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью; организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций; проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности организации в соответствии с заключаемым с администрацией Владимирской области соглашением по типовой форме.
Пунктом 3 Порядка определено, что субсидии предоставляются АНО "Дом НКО Владимирской области" с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансирование следующих расходов: поддержку деятельности ресурсного центра развития некоммерческих организаций Владимирской области и в сфере межнациональных отношений; возмещение расходов, связанных с участием в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней; проведение конкурсов среди социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления грантов; имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций; развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью; организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций; проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности организации.
В силу пункта 4 Порядка условием предоставления субсидий АНО "Дом НКО Владимирской области" является осуществление деятельности по содействию развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений, а также включение в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки администрации Владимирской области.
В пункте 5.4 Порядка установлено, что в случае нецелевого использования субсидии, нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленных в ходе проверок, проведенных Комитетом и уполномоченным органом государственного финансового контроля, а также недостижения показателей результативности предоставления субсидии, непредставления отчетных материалов в соответствии с Соглашением либо их представление с нарушением требований, установленных Соглашением, и неиспользования средств субсидии, предоставленных по Соглашению, субсидия подлежит возврату в объеме, соответствующем выявленным нарушениям, в доход областного бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления (требования). В случае невозврата субсидии в установленный срок указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Из пункта 1.1 Соглашения следует, что предоставление субсидии АНО "Дом НКО Владимирской области" из областного бюджета осуществляется с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансовое обеспечение и поддержку деятельности ресурсного центра развития некоммерческих организаций Владимирской области и в сфере межнациональных отношений; участие в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней; проведение конкурсов среди СО НКО для предоставления грантов; имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО НКО; развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью; организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций; проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности Организации.
Следовательно, раздел 1 Соглашения предусматривает определенные цели, реализация которых является одним из условий предоставления субсидии, направленным на соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.
Вместе с тем в ходе проверки Счетной палатой выявлены неоднократные существенные нарушения Организацией условий предоставления субсидий, закрепленных в Соглашении от 17.04.2017 N 131, а именно:
- в нарушение пункта 2.5 Порядка, пункта 3.1.1.5 Соглашения N 131, приложения N I к дополнительному соглашению от 08.12.2017 N 623 Организацией документально не подтверждено проведение 150 консультаций для СО НКО по правовым и бухгалтерским вопросам;
- в нарушение пункта 3.2 Порядка, пункта 4.3.8.3 Соглашения N 131, пункта 1.3 дополнительного соглашения от 08.12.2017 N 623, приложения N 1 к дополнительному соглашению от 08.12.2017 N 623 в ходе проверки не нашли документального подтверждения факты проведения ряда мероприятий, реализованных в рамках Соглашения N 131 за счет средств субсидии;
- заявленная в отчетной документации информация о проведении областного семинара-совещания по вопросам миграционной политики в городе Александрове 15.12.2017 за счет средств субсидии, полученной в соответствии с соглашением от 17.04.2017 N 131, не нашла подтверждения;
- заявленная в отчетной документации информация о проведении АНО "Дом НКО Владимирской области" за счет средств субсидии, полученной в соответствии с соглашением от 17.04.2017 N 131, обучающего семинара по подготовке заявок на конкурс социальных и культурных проектов компании ПАО "Лукойл" 18.04.2017 в актовом зале департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области по адресу город Владимир, проспект Ленина, дом 59 не нашла подтверждения;
- по информации, предоставленной Организацией, в рамках проведенных мероприятий за счет средств субсидии, полученной в соответствии с соглашением N 131, были приглашены 15 экспертов, в том числе 6 человек из приглашенных экспертов - государственные гражданские служащие администрации области. С четырьмя приглашенными экспертами заключены договоры на оказание услуг по проведению семинаров. При этом в соответствии с условиями заключенных договоров о проведении семинаров к проверке не представлены: методические материалы, разработанные экспертами для проведения обучающих семинаров; информация о рассылке приглашений для участия в семинаре; документы, подтверждающие закупку канцелярских товаров для участников проведенных мероприятий (папки, ручки, блокноты). Привлечение трех сторонних экспертов для проведения пяти мероприятий, заявленных в перечне мероприятий, не находит документального подтверждения: договоры на оказание услуг по проведению обучающих тренингов-семинаров с привлеченными экспертами не заключались, расходы в рамках выделенной субсидии по соглашению N 131 на оплату сторонних экспертов не производились. Так же не заключались договоры и соглашения об участии в качестве сторонних экспертов государственных гражданских служащих администрации Владимирской области;
- письмом АНО "Дом НКО Владимирской области" от 07.02.2018 N 4 председателю комитета по социальной политике администрации Владимирской области Сергеевой Е.В. в составе отчета об использовании средств субсидии, полученной на реализацию проекта "Школа социального проектирования" по договору от 21.12.2016 N 566 на сумму 150 000 рублей, в отчете о результатах реализации программы проекта "Школа социального проектирования" от 08.12.2017 представлены списки участников проведенных за счет бюджетных средств семинаров. Проверкой установлено, что указанные списки участников семинаров приложены дважды - как к отчету об использовании субсидии в рамках соглашения N 131 на сумму 2 373 700 рублей, так и в рамках договора N 566 на сумму 150 000 рублей, заключенных Обществом с администрацией области. Программы вышеуказанных семинаров и вебинара, а также документальное подтверждение рассылки приглашений участникам мероприятий к проверке не предоставлено;
- в ходе проверки установлены случаи представления в комитет по социальной политике и финансовое управление администрации Владимирской области одних и тех же документов в составе отчетности о реализации проектов и отчетности о работе ресурсного центра.
По результатам проверки Счетной палатой вынесено представление от 07.11.2018 N 05-994-12/2-18, согласно которому Организации предписано осуществить возврат в областной бюджет средств субсидии в сумме 2 373 700 рублей, полученных в 2017 году в соответствии с Соглашением от 17.04.2017 N 131.
Правомерность указанного представления подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А11-1582/2019.
Решением Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-1582/2019 от 20.06.2019 в удовлетворении требования о признании незаконным представления Счетной палаты от 07.11.2018 N 05994-12/2-18 по результатам проведения встречной проверки эффективности расходования бюджетных средств на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области АНО "Дом НКО Владимирской области" отказано.
В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А11-1582/2019 судом апелляционной инстанции, с учетом установленного количества нарушений, их существенности и значимости, сделан отдельный вывод о том, что "поскольку Организацией нарушена совокупность условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением, не выполнены показатели результативности, не представлены ежеквартальные отчетные материалы, субсидия подлежит возврату в полном объеме, так как именно такой объем соответствует выявленным нарушениям".
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А11-1582/2019, в котором участвовала Организация, подтвержден факт нарушения условий предоставления субсидий, представление от 07.11.2018 N 5-994-12/2-18, которым на ответчика возложена обязанность по возврату в бюджет денежных средств в соответствующим размере, признано законным и обоснованным.
В рассмотренном случае судебные инстанции обоснованно признали обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А11-1582/2019, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Организацией условий предоставления субсидий из федерального бюджета, в связи с чем правомерно удовлетворили требование Администрации.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду иного субъектного состава лиц, участвующих в деле, основан на неверном толковании норм процессуального права.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.202 по делу N А11-14569/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на автономную некоммерческую организацию содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
...
В целях реализации государственной программы Владимирской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением губернатора области от 28.11.2013 N 1345 (далее - Постановление N 1345), в 2017 году АНО "Дом НКО Владимирской области" обеспечено предоставление предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ субсидий из бюджета Владимирской области.
...
В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А11-1582/2019 судом апелляционной инстанции, с учетом установленного количества нарушений, их существенности и значимости, сделан отдельный вывод о том, что "поскольку Организацией нарушена совокупность условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением, не выполнены показатели результативности, не представлены ежеквартальные отчетные материалы, субсидия подлежит возврату в полном объеме, так как именно такой объем соответствует выявленным нарушениям"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 апреля 2022 г. N Ф01-1429/22 по делу N А11-14569/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1429/2022
21.12.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8520/2021
19.08.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14569/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14569/19