Нижний Новгород |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А43-2061/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Смыкова Д.С. (доверенность от 11.04.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижтех"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021
по делу N А43-2061/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижтех"
(ИНН: 5256139628, ОГРН: 1155256005410)
о признании недействительным решения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской
области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижтех" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет) от 21.05.2020 N 03-02-224572/20.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление).
Решением суда от 15.07.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Положения статьи 29 Закона N 178-ФЗ не являются препятствием для реализации Обществом преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества в порядке Закона N 159-ФЗ. Заявленное требование подлежало удовлетворению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Комитет в отзыве отклонил доводы жалобы и заявил ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество 21.04.2020 и 06.05.2020 обратилось в Комитет с заявлениями о предоставлении в собственность нежилого помещения площадью 35,4 квадратного метра по адресу: город Нижний Новгород, улица Большая Покровская, дом 12И, литера И, пом. 2, в порядке Закона N 159-ФЗ.
Комитет письмом от 21.05.2020 N 03-02-224572/20 сообщил Обществу, что отчуждение арендуемого имущества, указанного в обращениях, в порядке реализации преимущественного права на его приобретение в соответствии с Законом N 159-ФЗ невозможно.
Общество оспорило отказ Комитета в судебном порядке.
Руководствуясь статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Законов N 159-ФЗ и 178-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
В статье 3 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В части 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным законом, регулируются Законом N 178-ФЗ.
Поскольку в данном случае объектом приватизации выступает объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению также специальные нормы Закона N 73-ФЗ.
В статье 29 Закона N 178-ФЗ установлены дополнительные особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия: передача в частную собственность таких объектов допускается только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью; путем продажи на конкурсе; путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества. При этом данные способы приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, возможны только при условии их обременения требованиями к содержанию, использованию, сохранению и обеспечению доступа к указанным объектам, сделка по отчуждению указанных объектов в порядке приватизации, не содержащая указанных охранных условий, является ничтожной в силу прямого указания на это в пункте 3 статьи 29 Закона N 178-ФЗ. При несоблюдении покупателем условий конкурса договор может быть расторгнут, при этом объект культурного наследия остается в государственной или муниципальной собственности (статья 20 Закона N 178-ФЗ).
Таким образом, положениями статей 20, 29 Закона N 178-ФЗ установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к норме статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия.
Следовательно, помещения в спорном объекте могут быть приватизированы только путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
Как следует из материалов дела и установили суды, Комитет и Общество заключили договор аренды от 17.04.2018 N 5/3563 нежилого помещения - пом.2, площадью 35,4 квадратного метра по адресу: город Нижний Новгород, улица Большая Покровская, дом 12И, литера И.
Общество обратилось в Комитет с письмами от 21.04.2020, от 06.05.2020 о продаже указанного муниципального имущества в порядке Закона N 159-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, установив, что арендуемое Обществом нежилое помещение находится в здании, являющимся объектом культурного наследия, и его приватизация может осуществляться только способами, указанными в статье 29 Закона N 178-ФЗ, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемые отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А43-2061/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижтех" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нижтех" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.02.2022 N 3.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 29 Закона N 178-ФЗ установлены дополнительные особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия: передача в частную собственность таких объектов допускается только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью; путем продажи на конкурсе; путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества. При этом данные способы приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, возможны только при условии их обременения требованиями к содержанию, использованию, сохранению и обеспечению доступа к указанным объектам, сделка по отчуждению указанных объектов в порядке приватизации, не содержащая указанных охранных условий, является ничтожной в силу прямого указания на это в пункте 3 статьи 29 Закона N 178-ФЗ. При несоблюдении покупателем условий конкурса договор может быть расторгнут, при этом объект культурного наследия остается в государственной или муниципальной собственности (статья 20 Закона N 178-ФЗ).
Таким образом, положениями статей 20, 29 Закона N 178-ФЗ установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к норме статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия.
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы, установив, что арендуемое Обществом нежилое помещение находится в здании, являющимся объектом культурного наследия, и его приватизация может осуществляться только способами, указанными в статье 29 Закона N 178-ФЗ, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемые отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
...
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А43-2061/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижтех" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2022 г. N Ф01-314/22 по делу N А43-2061/2021