Нижний Новгород |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А43-51831/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Восток-II":
Добруник М.В. по доверенности от 12.04.2021,
от акционерного общества "Нижегородский водоканал":
Жаровиной Е.А. по доверенности от 20.12.2021 и
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Восток-II"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021
по делу N А43-51831/2019,
по иску акционерного общества "Нижегородский водоканал"
(ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
к обществу с ограниченной ответственностью "Восток-II"
(ИНН: 5258030030, ОГРН: 1025202607055)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - АО "Нижегородский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Восток-II" (далее - ООО "Восток-II") о взыскании 649 633 рублей 72 копеек задолженности по договору купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведения от 01.01.2007 N 8013 за июнь 2018 года, декабрь 2018 года - сентябрь 2019 года, а также 98 585 рублей 36 копеек неустойки, начисленной с 17.07.2018 по 05.04.2020 и с 08.01.2021 по 22.03.2021 и далее по день фактического исполнения денежного обязательства.
Суд первой инстанции решением от 09.06.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021, удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "Восток-II" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения жилищного законодательства об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме с учетом расходов на содержание общего имущества, считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами. По мнению ООО "Восток-II", в настоящем случае объем потребленной холодной воды и отведения сточных вод, приобретаемый для целей содержания общего имущества в спорных многоквартирных домах, может быть определен только расчетным путем исходя из нормативов потребления этих ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, с проведением дальнейшего перерасчета исходя из показаний общедомового прибора учета. Ответчик отмечает, что представлял в материалы дела расчеты нормативного объема коммунального ресурса по каждому дому и по каждому периоду, выполненные исходя из установленных регулирующим органом нормативов и сведений об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в домах, из которых следует, что на стороне ответчика образовалась переплата.
ООО "Восток-II" ссылается на то, что суды не исполнили обязанность проверки расчета иска на предмет его соответствия нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения. ООО "Нижегородский водоканал" не представило расчет объемов коммунального ресурса на общедомовые нужды в домах где отсутствует общедомовой прибор учета по формуле подпункта "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в материалах дела отсутствуют акты ввода в эксплуатацию приборов учета, схема водоснабжения многоквартирных домов, подтверждающая, что все индивидуальные приборы учета, установленные в жилых и нежилых помещениях домов подключены под этот прибор, персональные данные о конечных потребителях и показания всех средств учета за спорный период.
Кроме того, податель жалобы указывает, что в спорном периоде объемы холодной воды, измеренные общедомовыми приборами учета в тех многоквартирных домах, которые оборудованы такими средствами учета, составили меньшее количество, чем объемы, приходящиеся на индивидуальное потребление холодной воды (поскольку в части жилых помещений индивидуальные приборы учета не установлены). Заявитель считает, что при таких обстоятельствах обязательства по оплате коммунального ресурса на общедомовые нужды за каждый спорный период должны приниматься равными 0, при этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате в периоде, следующем за расчетным. Изложенное исключает возможность ООО "Нижегородский водоканал" получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса нормативному.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании окружного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель истца возразил относительно приведенных в ней доводов и просил оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Нижегородский водоканал" (гарантирующая организация) и ООО "Восток-II" (потребитель) заключили договор купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению от 01.01.2007 N 8013, по условиям которого истец обязался предоставить потребителю услуги по водоснабжению и водоотведению с параметрами, соответствующими параметрам на границе эксплуатационной ответственности, а ответчик, в свою очередь, - оплачивать предоставляемые услуги и соблюдать предусмотренный договором режим потребления.
Во исполнение принятых по договору обязательств истец в июне 2018 года и с декабря 2018 года по сентябрь 2019 года поставил холодную воду в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ответчика, а также оказал услуги по отведению сточных вод, в том числе, на содержание общего имущества в домах.
ООО "Восток-II" выставленные ему для оплаты счета-фактуры не оплатило, что послужило основанием для обращения АО "Нижегородский водоканал" с иском в арбитражный суд.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и заслушав представителей сторон, суд округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4 и часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
По общему правилу управляющая организация, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 и часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с 01.01.2017 должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом в пунктах 4, 21 и 21(1) Правил N 124 предусмотрено, что организация, управляющая многоквартирным домом, обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме и подлежащего оплате именно управляющей организацией (товариществом собственников жилья), а не потребителями.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, эта организация возмещает ресурсоснабжающей организации затраты на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций установили, что истец в период, предъявленный истцом к оплате, поставил коммунальный ресурс на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. Ответчик оказывал конечным потребителям в многоквартирных домах услуги по содержанию общего имущества, в том числе обязан был закупить холодную воду и объемы водоотведения в количестве, необходимом для содержания общего имущества в домах.
Расчет задолженности проверен судами и признан соответствующим законодательству. Истец представил в подтверждение своих расчетов сведения об объемах потребления в спорных многоквартирных домах: договоры водоснабжения и водоотведения, акты ввода приборов учета в эксплуатацию, акты обследования системы водоснабжения, справки-расчеты количества потребленного коммунального ресурса, а также информацию о наличии нежилых помещений в домах. В ходе рассмотрения дела ООО "Нижегородский водоканал" уменьшило исковые требования, поскольку учло доводы ответчика относительно произведенных оплат, неверного разнесения поступивших платежей за спорный период, перерасчета в связи с наличием отрицательных значений объема, потребленного на общедомовые нужды спорных домов за предыдущие периоды, а также исключения объемов, потребленных нежилыми помещениями.
За исключением внесенных корректировок, получивших отражение в уточненном иске, ООО "Восток-II" достаточных доказательств в опровержение расчета истца не представило, и не оспорило объемы потребленного ресурса надлежащими доказательствами. Ответчик, являющийся управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг (до февраля 2019 года), должен обладать информацией о показаниях общих домовых приборов учета, индивидуальных приборов учета собственников жилых и нежилых помещений, соответственно, самостоятельно имел возможность рассчитать объем поставленного в дом ресурса, в том числе за периоды, не являвшиеся предметом спора в рассматриваемом дела.
Возражения ответчика касательно прекращения обязательства 29.07.2020 вследствие зачета встречных однородных требований на сумму 1 775 608 рублей судебные инстанции также рассмотрели и признали несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно третьему абзацу пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением повышающего коэффициента.
С 01.01.2017 величина повышающего коэффициента в случае отсутствия в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета при наличии технической возможности установки таких приборов учета составляет 1,5 (пункт 4 приложения 2 к Правилам N 354).
В пунктах 1 и 3 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного кодекса; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно седьмому абзацу пункта 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В настоящем случае из материалов дела следовало, что к февралю 2019 года собственники помещений во всех спорных многоквартирных домах перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем ООО "Нижегородский водоканал" приобрело статус исполнителя коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению для конечных потребителей.
Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
В определении от 27.04.2017 N 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Суды установили, что с июня 2018 года по январь 2019 года включительно (до момента приобретения истцом статуса исполнителя коммунальных услуг) начисления повышающего коэффициента по ХВС в спорных домах в адрес АО "Нижегородский водоканал" не производились, производились в адрес ООО "Восток II" (согласно сведениям расчетного центра). Денежные средства, поступающие от продажи коммунальных ресурсов населению с учетом повышающего коэффициента, с февраля 2019 года принадлежат истцу.
Управляющая организация при расчетах с ресурсоснабжающей организацией не вправе увеличивать объем электрической энергии, потребленной гражданами, с целью уменьшения объема энергоресурса, поставленного на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенных обстоятельств в рамках настоящего дела повышающий коэффициент не должен учитываться при определении объемов оказанных услуг на содержание общего имущества многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений законодательства, действовавшего в спорный период, суды правомерно удовлетворили иск, взыскав с ответчика в пользу истца долг в заявленном размере, и начислив за просрочку оплаты неустойку в соответствии с частями 6.4 статей 13 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Само по себе иное толкование заявителем норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, равно как и несогласие с оценкой судами доказательственной базы по делу, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А43-51831/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-II" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении от 27.04.2017 N 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
...
Управляющая организация при расчетах с ресурсоснабжающей организацией не вправе увеличивать объем электрической энергии, потребленной гражданами, с целью уменьшения объема энергоресурса, поставленного на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенных обстоятельств в рамках настоящего дела повышающий коэффициент не должен учитываться при определении объемов оказанных услуг на содержание общего имущества многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений законодательства, действовавшего в спорный период, суды правомерно удовлетворили иск, взыскав с ответчика в пользу истца долг в заявленном размере, и начислив за просрочку оплаты неустойку в соответствии с частями 6.4 статей 13 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф01-8376/21 по делу N А43-51831/2019