Нижний Новгород |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А31-2652/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
без участия представителя
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 08.09.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021
по делу N А31-2652/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Захаровой Татьяны Викторовны
(ИНН: 440107311615, ОГРН: 306440107900052)
к администрации города Костромы,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации города Костромы, индивидуальный предприниматель Захаров Анатолий Юрьевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области,
о признании незаконным постановления
и установил:
индивидуальный предприниматель Захарова Татьяна Викторовна (далее - ИП Захарова Т.В., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации города Костромы (далее - Администрация) о признании недействительными постановления от 05.02.2021 N 122 "Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: город Кострома, улица Советская, дом 134/10, квартира 10 в нежилое помещение", обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению 8 в доме 134/10.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации города Костромы (далее - Комитет), индивидуальный предприниматель Захаров Анатолий Юрьевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области.
Решением от 08.09.2021 Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленные требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы оспаривает вывод судов о том, что предельные параметры, установленные градостроительными регламентами для зоны жилой застройки Ж-3, не являются обязательными для применения. Кроме того, применению подлежали пункты 5.7 и 5.10 Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 26.03.2015 N 52 (далее - Местные нормативы).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве возразил относительно доводов Администрации, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 19.11.2020 Захарова Т.В. обратилась в Администрацию с заявлением о переводе принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу Костромская область, город Кострома, улица Советская, дом 134/10, квартира 10, в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению, расположенному по адресу: Костромская область, г город Кострома, улица Советская, дом 134/10, этаж 1, 2, помещение N 8, принадлежащему Захаровой Т.В. и Захарову А.Ю. на праве общей совместной собственности
Постановлением от 05.02.2021 N 122 Администрация отказала заявителю в переводе жилого помещения в нежилое помещение в связи: с несоблюдением при переводе жилого помещения Градостроительного регламента, принятого в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Градостроительный регламент), ввиду превышения 15 процентов общей площади помещений многоквартирного дома, предназначенных для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроеннопристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома; несоблюдение пунктов 5.7 и 5.10 Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 26.03.2015 N 52 ввиду отсутствия в представленном проекте перепланировки и переустройства квартиры под нежилое помещение с присоединением к нежилому помещению 8 расчета стоянок для парковки автомобилей, в соответствии со статьей 14, пунктом 1, 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Предприниматель оспорил постановление в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 22 - 27, 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, обязал Администрацию в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению N 8.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 ЖК РФ.
На основании части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В рассмотренном случае Администрация постановлением от 05.02.2021 N 122 отказала Предпринимателю в переводе жилого помещения в нежилое, указав на несоблюдение при переводе жилого помещения Градостроительного регламента ввиду превышения 15 роцентов общей площади помещений многоквартирного дома, предназначенных для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроеннопристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства. Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
На основании части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных этим кодексом.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1). Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Такие границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (части 3, 4).
Решением Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62 утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы (далее - Правила), устанавливающие порядок регулирования органами местного самоуправления города Костромы отношений по градостроительному зонированию территории города Костромы и реализации документов градостроительного зонирования (часть 1 статьи 1 Правил).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Правил границы территориальных зон устанавливаются Картой градостроительного зонирования территории города Костромы.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, и сторонами это не оспаривается, многоквартирный дом по адресу Костромская область, город Кострома, улица Советская, дом 134/10 расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона среднеэтажной жилой застройки).
В силу части 1 статьи 19 Правил N 62 зона среднеэтажной жилой застройки Ж-3 (далее - Зона Ж-3) выделяется в целях формирования жилых районов средней плотности для размещения многоквартирных домов. Допускается размещение ограниченного перечня отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются основные виды разрешенного использования и соответствующие каждому виду предельные параметры, в том числе основной вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка (размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный)) (часть 2 статьи 19 Правил N 62).
Частью 4 статьи 19 Правил N 62 установлено, что для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются вспомогательные виды использования, в том числе для малоэтажной многоквартирной жилой застройки: разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15 процентов общей площади помещений дома.
В Своде правил по проектированию и строительству. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий (СП 31-107-2004), одобренном и рекомендованном к применению письмом Госстроя России от 28.04.2004 N ЛБ-131/9, даны определения понятий "встроенное нежилое помещение" и "встроенно-пристроенное нежилое помещение": - встроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1,5 метра - встроенно-пристроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 метра.
Судами установлено, что многоквартирный дом по адресу город Кострома, улица Советская, дом 134/10 является малоэтажным (2 этажа).
Согласно поэтажному плану многоквартирного жилого дома по адресу: город Кострома, улица Советская, дом 134/10, помещение N 10 является квартирой, расположено в основном строении, какие-либо встроенные, встроено-пристроенные, пристроенные нежилые помещения отсутствуют.
Согласно проектной документации перевод квартиры N 10 планируется с целью организации в нем нежилого помещения вспомогательного (подсобного) назначения по отношению к основному помещению N 8 для удобства организации работы уже имеющихся сотрудников ИП Захаровой Т.В., помещение N 10 не будет предназначено для обслуживания жилой застройки.
Таким образом, довод Администрации о том, что предельные параметры, установленные градостроительными регламентами для зоны жилой застройки Ж-3, обязательны для применения, отклоняется судом кассационной инстанции.
Довод административного органа об отсутствии расчета стоянок для парковки автомобилей отклоняется судом кассационной инстанции. Как установлено судами, многоквартирный дом по адресу город Кострома, улица Советская, дом 134/10, построен в 1954 году, то есть до введения в действие Местных нормативов. Сведений о том, что нормативы обеспеченности стоянками автомобилей при строительстве многоквартирного дома в 1954 году устанавливались, материалы дела не содержат.
Кроме того, Администрация вынесла постановление от 18.01.2022 N 55 о переводе в нежилое помещение жилого помещения, расположенного по адресу Российская Федерация, Костромская область, город Кострома, улица Советская, дом 134/10, квартира 10, с присоединением к нежилому помещению, расположенному по адресу: Российская Федерация, Костромская область, город Кострома, улица Советская, дом 134/10, помещение N 8, фактически исполнив решение суда первой инстанции.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
Таким образом, суды правомерно признали решение Администрации незаконным.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 08.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А31-2652/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1). Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2).
...
В Своде правил по проектированию и строительству. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий (СП 31-107-2004), одобренном и рекомендованном к применению письмом Госстроя России от 28.04.2004 N ЛБ-131/9, даны определения понятий "встроенное нежилое помещение" и "встроенно-пристроенное нежилое помещение": - встроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1,5 метра - встроенно-пристроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 метра."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 апреля 2022 г. N Ф01-1598/22 по делу N А31-2652/2021
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3481/2023
19.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-399/2023
26.04.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1598/2022
29.12.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8867/2021
08.09.2021 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-2652/2021