Нижний Новгород |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А82-10985/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Бабаева С.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Алькор"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.10.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021
по делу N А82-10985/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Департамента лесного хозяйства Ярославской области
(ИНН: 7603035944; ОГРН: 1077603000254)
к обществу с ограниченной ответственностью "Алькор"
(ИНН: 7606053589; ОГРН: 1057601092779)
о взыскании задолженности
и установил:
Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алькор" (далее - Общество) о взыскании 28 395 рублей 39 копеек задолженности по заключенному сторонами договору купли-продажи лесных насаждений от 31.01.2019 N 15.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 13.10.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021, удовлетворил заявленное требование в полном объеме.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на согласование сторонами сделки всех ее существенных условий, в том числе о цене; настоящий спор направлен на взыскание недополученного дохода; одностороннее изменение условий торгов и/или условий заключенного в результате торгов договора, в частности, о цене, являющегося существенным, не допускается; признание условий сделки о цене в рассматриваемом случае влечет ничтожность всей сделки.
В отзыве на кассационную жалобу представитель истца сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании протокола от 18.01.2019 N 15 об итогах аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины стороны заключили договор от 31.01.19 N 15, в соответствии с которым продавец обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности в собственность покупателю для заготовки древесины в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного Кодекса Российской Федерации, а покупатель - принять лесные насаждения и внести за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора.
В пункте 2 договора определено местоположение лесных насаждений: Ярославская область, Первомайский муниципальный район, ГКУ ЯО "Пречистенское лесничество", Первомайское участковое лесничество, лесной квартал 107, лесотаксационный выдел 3, 4 и 7.
В пункте 11 договора установлен размер платы по договору определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации и составляет 1 059 242 рубля 59 копеек. Расчет платы по настоящему договору приводится в приложении N 3 к договору.
Приложением N 3 к договору установлено, что минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, определенный как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины составляет 293 419 рублей; коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов - 3,61; начальная цена предмета аукциона (начальная цена уготавливаемой древесины) определенная в соответствии с частью 5 статьи 76 Лесного кодекса Российской путем умножения - минимального размера платы по договору купли-продажи лесных каждений на коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, производству лесов - 1 059 242 рубля 59 копеек; плата по договору купли-продажи лесных насаждений окончательная цена предмета аукциона составляет - 1 059 242 рубля 59 копеек.
Проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) проверки исполнения Департаментом переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств субвенций за 2019 год, январь - август 2020 года, установлено, что при заключении названного договора неверно произведено начисление платы с занижением коэффициента индексации к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Органу государственной власти Ярославской области, исполняющему полномочия в области лесных отношений, предписано, в том числе обеспечить устранение нарушений, допущенных при заключении договора купли-продажи (акт проверки от 25.09.20 N 18/2020 и предписание 10.12.20 N 20/2020).
По расчету истца у ответчика образовалась задолженность по договору купли-продажи за 2019 год в сумме 28 395 рублей 39 копеек подлежащая уплате в доход федерального бюджета.
В адрес ответчика направлена претензии с предложением в добровольном порядке оплатить задолженность. Однако ответчик от исполнения обязанности по оплате долга уклонился.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
В силу статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации), проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (статья 78 Лесного кодекса Российской Федерации), которая определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации, но не может быть ниже минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (пункт 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, начальная цена предмета аукциона является регулируемой и не может быть ниже минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 2 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.
В соответствии с частью 3 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление) утверждены повышающие коэффициенты (далее - Коэффициенты) к ставкам платы, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, а именно: в 2018 году - 2,17, в 2019 году - 2,38.
Суды установили, что по результатам проведенного аукциона с Обществом был заключен договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины, по которому покупатель обязался уплатить определенную в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации плату в сумме 1 059 242 рубля 59 копеек (пункт 11 договора).
Вместе с тем, при расчете платы по договору был применен коэффициент к ставкам платы, предусмотренный в 2018 году, в то время как договор был заключен в 2019 году, в связи с чем сумма платы была неправомерно занижена на 28 395 рублей 39 копеек.
Следовательно, определенная договором сумма платы противоречит указанным императивным положениям Лесного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации и не соответствует размеру платы, который должен был быть установлен по результатам аукциона, в связи с чем такое условие договора является ничтожным, поскольку оно противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства (пункт 2 статьи 168 и статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам заявителя, применение повышающих коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363, к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, не является изменением договора о размере платы и соответствует закону.
С учетом изложенного, поскольку сформированная по результатам аукциона цена менее, чем минимальный размер платы, что не соответствует положениям статей 76 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации (императивным нормам), судебные инстанции сочли правомерным удовлетворить иск Департамента, взыскав с Общества 28 395 рублей 39 копеек, составляющих разницу между установленной по результатам торгов ценой договора, уплаченной покупателем, и минимальным размером платы, подлежащей расчету с учетом названных положений на 2019 год (дату заключения договора).
Суд кассационной инстанции применительно к приведенным в кассационной жалобе доводам не установил нарушений судами норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование норм права и обстоятельств дела, не свидетельствует о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки, и, соответственно, не является основанием для отмены судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу N А82-10985/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алькор" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что по результатам проведенного аукциона с Обществом был заключен договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины, по которому покупатель обязался уплатить определенную в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации плату в сумме 1 059 242 рубля 59 копеек (пункт 11 договора).
Вместе с тем, при расчете платы по договору был применен коэффициент к ставкам платы, предусмотренный в 2018 году, в то время как договор был заключен в 2019 году, в связи с чем сумма платы была неправомерно занижена на 28 395 рублей 39 копеек.
Следовательно, определенная договором сумма платы противоречит указанным императивным положениям Лесного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации и не соответствует размеру платы, который должен был быть установлен по результатам аукциона, в связи с чем такое условие договора является ничтожным, поскольку оно противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства (пункт 2 статьи 168 и статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам заявителя, применение повышающих коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363, к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, не является изменением договора о размере платы и соответствует закону.
С учетом изложенного, поскольку сформированная по результатам аукциона цена менее, чем минимальный размер платы, что не соответствует положениям статей 76 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации (императивным нормам), судебные инстанции сочли правомерным удовлетворить иск Департамента, взыскав с Общества 28 395 рублей 39 копеек, составляющих разницу между установленной по результатам торгов ценой договора, уплаченной покупателем, и минимальным размером платы, подлежащей расчету с учетом названных положений на 2019 год (дату заключения договора)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф01-1138/22 по делу N А82-10985/2021