Нижний Новгород |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А43-24871/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Хлюневой Т.В. (доверенность от 11.01.2022 N Д-НН/477),
от заинтересованного лица: Волковой Е.Л. (доверенность от 09.07.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022
по делу N А43-24871/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье"
(ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
о признании незаконными и отмене постановления
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Яковлев Дмитрий Иванович,
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 23.07.2021 N 052/04/9.21-1468/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 рублей, вынесенного в связи с нарушением срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к электрическим сетям объекта потребителя, расположенного по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, п. ст. Суроватиха, улица Восточная, участок 10А, в установленные законом сроки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Яковлев Дмитрий Иванович.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2021 штраф снижен до 300 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Суды не приняли во внимание неоднократное совершение Обществом спорного правонарушения, систематическое нарушение сроков технологического присоединения.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
В судебном заседании и в отзыве представитель Общества с изложенными в кассационной жалобе доводами не согласился.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение Яковлева Д.И., направленное в связи с действиями Общества, выразившимися в неисполнении обязанности по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, п. ст. Суроватиха, улица Восточная, участок 10А, в установленные законом сроки.
В ходе проверки обращения Управление установило, что Общество и Яковлев Д.И. заключили договор технологического присоединения от 11.08.2020 N 521054657, согласно пункту 5 которого срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяца.
На момент обращения Яковлева Д.И. в Управление договор о технологическом присоединении Общество не исполнило.
В отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.07.2021 N 052/04/9.21-1468/2021.
Постановлением от 23.07.2021 N 052/04/9.21-1468/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.2, 4.1, 4.1.1, 9.21 и 16.1 КоАП РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности материалами дела факта совершения правонарушения Обществом и об отсутствии оснований для освобождения его от административной ответственности, однако снизил размер штрафа до 300 000 рублей.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, определена в части 2 указанной статьи.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены в Законе N 35-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определены в Правилах N 861.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В рассматриваемом случае в договоре установлен срок технологического присоединения объекта, определенный в соответствии с указанными правилами, - не позднее 11.02.2021, однако на указанную дату технологическое присоединение объекта к электрическим сетям не выполнено, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Суды приняли во внимание, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, в связи с чем правомерно квалифицировали деяние заявителя по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили.
Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, равно как не установили обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды учли все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в том числе, выполнение Обществом технологического присоединения до вынесения спорного постановления Управления, в связи с чем административный штраф снижен до 300 000 рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Ссылка Управления на неоднократность совершения спорного правонарушения не свидетельствует об отсутствии оснований для снижения размера штрафа, поскольку обстоятельство повторности предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, установленного в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судебная практика по другим делам не принимается судом во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А43-24871/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, равно как не установили обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды учли все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в том числе, выполнение Обществом технологического присоединения до вынесения спорного постановления Управления, в связи с чем административный штраф снижен до 300 000 рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Ссылка Управления на неоднократность совершения спорного правонарушения не свидетельствует об отсутствии оснований для снижения размера штрафа, поскольку обстоятельство повторности предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, установленного в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф01-1694/22 по делу N А43-24871/2021