Нижний Новгород |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А29-1218/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., Паниным Н.В.,
по делу N А29-1218/2021 Арбитражного суда Республики Коми
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к индивидуальному предпринимателю Михайлову Валентину Сергеевичу
(ИНН: 111300010427, ОГРНИП: 304111330200080)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Михайлову Валентину Сергеевичу (далее - Предприниматель) о взыскании 2 421 102 рублей задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 01.08.2007 N 24 за период 2017 - 2019 годов.
Исковые требования основаны на статьях 73, 74 и 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что расчет арендной платы за период с 2017 по 2019 года был ошибочным.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 08.09.2021 частично удовлетворил иск, взыскав с Предпринимателя в пользу Министерства 1 817 842 рубля задолженности. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик, приняв участие в конкурсе, согласилось с внесением определённой по его результатам стоимости использования лесного участка с учётом её последующей индексации. При этом не имеет значение, каким образом, была определена арендная плата при заключении договора, так как ответчик был согласен с предложенной организатором торгов суммой.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.12.2021 отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении иска. Апелляционный суд заключил, что арендная плата по данному договору является регулируемой.
Министерство не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, вывод судов о том, что цена не являлась предметом торгов, является неверным; изменение арендной платы в сторону уменьшение нарушает права других участников аукциона; суды не применили пункт 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Лесного кодекса Российской Федерации. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, просил оставить обжалованное постановление в силе, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
Предприниматель просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание окружного суда представителей не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установил суд апелляционной инстанции, Предприниматель (арендатор) и Комитет лесов Республики Коми (арендодатель) по результатам лесного конкурса по передаче в аренду лесных участков от 17.12.2004 N 28-17 заключили договор на аренду участков лесного фонда от 28.12.2004 N 24. В протоколе от 17.12.2004 N 28-17 установлено, что расчет арендной платы производится исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины по арендному участку. Размер отпуска установить раздельно по хозяйствам: начиная с 2005 года и далее - в размере 100 процентов расчетной лесосеки и утвержденного проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства.
Предприниматель и Комитет лесов Республики Коми 01.08.2007, в целях приведения договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, заключили договор аренды лесного участка N 24.
Согласно данному договору Комитет лесов Республики Коми (арендодатель) передает в долгосрочное, временное пользование (аренду), а Предприниматель (арендатор) принимает лесной участок площадью 9445 гектара, расположенный в кварталах 10 - 12, 28, 97 и 98 (за исключением выделов, входящих в заказник "Лымва"), 114 - 117 Нившерского лесничества государственного учреждения "Сторожевский лесхоз" Корткероского района. Срок аренды - 17 лет (пункты 1.1, 1.2).
Арендная плата по лесному участку рассчитывается на основании ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленную Правительством Российской Федерации (приложение N 4) (пункт 1.6).
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, и устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь ежегодный расчетный объем древесины. Арендная плата вносится по 12-ти срокам на 15 число в 1/12 части арендной платы. В приложении N 4 согласована арендная плата и сроки её внесения. До 2012 года в графе средневзвешенный лесотаксовый разряд отражен показатель 2,80 (пункты 3.2 - 3.4).
Федеральное агентство лесного хозяйства провело плановую выездную проверку исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в ходе которой выявлены случаи заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов, изменяющих количественные и качественные характеристики лесного участка и арендную плату.
Министерство в претензии от 20.02.2020 потребовало от Предпринимателя погасить задолженность по названному договору аренды, образовавшуюся в связи с неправильным расчетом арендной платы. Данное требование не было исполнено Предпринимателем.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованного постановления с учетом следующего.
Согласно статье 4 (частям 1 и 2) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Как установил суд апелляционной инстанции, рассматриваемый договор аренды лесного участка от 01.08.2007 N 24 заключен в результате переоформления договора аренды лесного участка от 28.12.2004 N 24, заключенного на основании протокола от 17.12.2004 N 28-17 о результате лесного конкурса, проведенного в порядке Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (от 29.01.1997 N 22-ФЗ).
Лесной кодекс Российской Федерации (действующий) применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие (статья 2 Вводного закона).
На момент заключения договора от 28.12.2004 N 24 и проведения лесного конкурса действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ.
Согласно статьям 31 (частей 1 и 4), 33, 34 (части 1) и 35 (части 1, 5 и 6) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года аренда участков лесного фонда регулируется данным кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом управления лесным хозяйством в соответствии с данным кодексом и гражданским законодательством.
По общему правилу, участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда. По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. В договоре аренды участка лесного фонда указываются, в том числе размер арендной платы и порядок ее внесения.
Положение о порядке проведения лесных конкурсов на момент проведения спорного конкурса утверждено приказом Рослесхоза от 30.09.1997 N 123 "Об утверждении Положения о порядке проведения лесных конкурсов".
На основании статей 103 и 105 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. При этом арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно этому порядку при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Ставками платы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров. Данный вывод сделан в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 по делу N 307-ЭС15-19171.
Как верно указали суды двух инстанций, из протокола от 17.12.2004 N 28-17 не следует, что размер арендной платы являлся предметом лесного конкурса.
Согласно действующему договору арендная плата по лесному участку рассчитывается на основании ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с приложением N 4 (пункты 1.6, 3.1 договора); размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (пункт 3.2). Арендная плата устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь ежегодный расчетный объем древесины (пункт 3.3). Более того, из протокола о результатах лесного конкурса от 17.12.2004 N 28-17 видно, что расчет размера арендной платы производится исходя из установленного размера отпуска древесины по участку, следовательно, фактически был равен регулируемой плате.
По смыслу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данных в пункте 18 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если размер арендной платы не определяется по результатам торгов, то он является регулируемым.
Приказом Комитета лесов Республики Коми от 23.08.2012 N 800 утверждено распределение лесных кварталов по разрядам такс. В соответствии с пунктом 2 указанного приказа распределение лесных кварталов по разрядам такс введено в действие с 01.01.2013. Таким образом, начиная с 2013 года в расчёте арендной платы (приложение N 4 к договору) в графе средневзвешенный лесотаксовый разряд правомерно отражен показатель 5,9 и соответственно оснований для доначисления арендной платы не имелось
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска Министерства.
Аргументы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу Арбитражного суда Республики Коми N А29-1218/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно этому порядку при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Ставками платы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
...
По смыслу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данных в пункте 18 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если размер арендной платы не определяется по результатам торгов, то он является регулируемым."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф01-1441/22 по делу N А29-1218/2021