Нижний Новгород |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А43-22324/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Белявской А.Е. (доверенность от 22.11.2021 N 97),
Рыковой А.Е. (доверенность от 24.05.2021 N 36),
от заинтересованного лица: Бехтяева С.П. (доверенность от 16.03.2022),
от третьего лица: Пономаренко А.М. (лично),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Нижегородской области
и Пономаренко Александра Михайловича
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021
по делу N А43-22324/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
о привлечении акционерного общества "Тандер"
(ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549)
к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Пономаренко Александр Михайлович,
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Тандер" (далее - Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пономаренко Александр Михайлович.
Решением суда от 07.10.2021 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 решение суда изменено в части назначенного наказания, размер штрафа определен в сумме 350 000 рублей.
Управление и Пономаренко А.М. не согласились с постановлением суда апелляционной инстанции и обратились с кассационными жалобами.
По мнению заявителей, суд апелляционной инстанции нарушил нормы материального и процессуального права, сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Представленные в дело доказательства (в том числе, видеозаписи, сделанные потребителем, содержащие сведения о реализации продукции с истекшим сроком годности и информацию о местах и времени совершения вменяемых нарушений) подтверждают факт совершения правонарушения и вину Общества в его совершении.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом решения проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, Управление на основании обращения Пономаренко А.М. по факту нахождения просроченных продуктов в принадлежащих Обществу магазинах "Магнит", расположенных по адресам: город Нижний Новгород, улица Максима Горького, дом 160, П N 1; улица Родионова, дом 11; набережная Федоровского, дом 8, помещение П2; улица Бориса Корнилова, дом 6, корпус 1, помещение П2; улица Фруктовая, дом 3, корпус 1, составило в отношении Общества протокол от 30.06.2021 N 21060124 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к ответственности.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и назначил нарушителю наказание в виде штрафа в размере 700 000 рублей. Суд руководствовался положениями КоАП РФ, Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), Федерального закона от 27.12.2022 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/20211 "О безопасности пищевой продукции", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - Технический регламент N 880).
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда в части размера назначенного наказания, определив размер штрафа в сумме 350 000 рублей. При этом суд исходил из доказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения по эпизоду, связанному с реализацией 10.06.2021 в 08 часов 12 минут просроченного товара в магазине по адресу: город Нижний Новгород, улица Бориса Корнилова, дом 6, корпус 1, недоказанности совершения правонарушений в отношении остальных эпизодов.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в частности, реализации.
Действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан влекут применение административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу примечания к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, обязательными требованиями в настоящей статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
В статье 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что в обращении могут находиться пищевые продукты, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям. Запрещается обращение пищевых продуктов, срок годности которых истек.
При реализации пищевых продуктов граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ).
В силу части 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов продавец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Технический регламент N 880 устанавливает обязательные требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические) к пищевой продукции, а также связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В соответствии со статьей 4 Технического регламента N 880 срок годности пищевой продукции представляет собой период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным данным регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
В частях 1, 4 статьи 5 Технического регламента N 880 установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (статья 17 Технического регламента N 880).
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 25.4 КоАП РФ).
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звукозаписи и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 КоАП РФ).
В части 6 статьи 205 Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Суд устанавливает, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении; и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Кодекса).
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, Обществу вменялось нарушение требований Технического регламента N 880, выразившееся в реализации продукции с истекшими сроками годности в ряде магазинов. Основанием для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ послужили обращения Пономаренко А.М. и приложенные к обращениям видеозаписи.
Вместе с тем, из представленных видеозаписей невозможно установить дату и время их осуществления, поскольку дата и время записей, а также на некоторых файлах и место их проведения объявляет неустановленное лицо. Установить достоверность озвученной информации, сопоставить представленные видеозаписи с иными источниками и документами не представляется возможным ввиду отсутствия в материалах дела таковых. Кассовых чеков в материалах дела не имеется, а видеосъемка чека с определенной датой не свидетельствует о пробитии чека в день съемки.
С целью установления фактов, изложенных в обращениях, исключения сомнений относительно достоверности и полноты представленной информации Пономаренко А.М., а также другие лица в ходе производства по делу об административном правонарушении Управлением опрошены не были.
Иных доказательств, объективно свидетельствующих о реализации Обществом просроченной продукции, как отражено в протоколе об административном правонарушении, Управлением не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что документы, положенные Управлением в доказательственную основу, не подтверждают совершение Обществом вмененного административного правонарушения в обжалуемой части.
Приняв во внимание признание Обществом факта реализации 10.06.2021 в 08 часов 12 минут в магазине по адресу: город Нижний Новгород, улица Бориса Корнилова, дом 6, корпус 1, просроченного товара ("ватрушка домашняя"), установив его вину в совершении противоправного действия, суд правомерно указал на наличие оснований для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд апелляционной инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, и снизил административный штраф до 350 000 рублей.
Оценка доказательств произведена судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 24.1, 24.5, 26.2, 26.11 КоАП РФ, статей 64-71, 205 Кодекса.
Доводы заявителей жалоб направлены на иную оценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", статьи 286, 287 Кодекса).
С учетом доводов, приведенных в кассационных жалобах, оснований для отмены принятого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Кодекса.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А43-22324/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области и Пономаренко Александра Михайловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звукозаписи и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
...
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, Обществу вменялось нарушение требований Технического регламента N 880, выразившееся в реализации продукции с истекшими сроками годности в ряде магазинов. Основанием для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ послужили обращения Пономаренко А.М. и приложенные к обращениям видеозаписи.
...
Назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд апелляционной инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, и снизил административный штраф до 350 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф01-925/22 по делу N А43-22324/2021