Нижний Новгород |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А11-3750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заявителя: Красовитова А.Ю. (доверенность от 07.04.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ремэлавто"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.09.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021
по делу N А11-3750/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремэлавто"
(ИНН: 3321015445, ОГРН: 1033301405257)
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремэлавто" (далее - ООО "Ремэлавто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) по исключению Общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРСМП, реестр).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 29.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Ремэлавто" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Инспекция неправомерно исключила Общество из ЕРСМП с 10.08.2020. При передаче отчетности посредством электронного документооборота возникла техническая ошибка в программном обеспечении налогового органа, выразившаяся в искажении сведений о периоде отчетности, а именно: вместо 01.01.2020 содержится дата 01.01.2019. Налоговый орган неправомерно расценил предоставление 15.01.2020 Обществом отчетности о численности работников на 01.01.2020 как сдачу отчетности по состоянию на 01.01.2019.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Общества; заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, с 10.08.2016 ООО "Ремэлавто" включено в ЕРСМП как малое предприятие.
В ходе мероприятий налогового контроля Инспекция выявила несвоевременное представление Обществом сведений о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2019 (за предшествующий 2018 год), которые следовало представить до 20.01.2019. Фактически указанный документ представлен 15.01.2020.
Общество 12.08.2020 представило пояснения, в которых указало на наличие технической ошибки в сведениях о среднесписочной численности работников (вместо 01.01.2020 указана неверная дата 01.01.2019), в связи с чем просило Инспекцию считать отчет сданным своевременно и на дату 01.01.2020.
Решением Инспекции от 21.09.2020 N 24, принятым в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, отказано в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Поскольку по состоянию на 01.07.2020 сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 за предшествующий 2019 год ООО "Ремэлавто" представлены не были, Общество 10.08.2020 исключено из ЕРСМП.
ООО "Ремэлавто" не согласилось с действиями Инспекции по исключению его из реестра и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и Регламентом использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2016 N СА-7-6/442@, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий Инспекции незаконными.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
В пункте 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.
В силу пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 19.2 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 166-ФЗ) указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным указанной статьей), не включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2019 года в связи с непредставлением такими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в случае, если хозяйствующие субъекты представили в указанный орган такие сведения за 2018 год после 1 июля 2019 года, но не позднее 30 июня 2020 года.
Суды установили, что первоначально Общество включено в ЕРСМП как малое предприятие с 10.08.2016.
Сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2019 за предшествующий 2018 год в установленный законом срок (не позднее 20.01.2019 и по состоянию на 01.07.2019) Общество не представило, в связи с чем Инспекция исключила его из реестра с 10.08.2019.
Общество 15.01.2020 представило в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, указав отчетную дату "01.01.2019".
При таких обстоятельствах, учитывая установленную статьей 19.2 Закона N 166-ФЗ возможность для хозяйствующих субъектов представить в налоговый орган недостающую отчетность по итогам 2018 года после 01.07.2019, но не позднее 30.06.2020 года, для включения в реестр, сформированный по состоянию на 10.08.2019, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерным включение Инспекцией Общества в реестр по состоянию на 10.08.2019.
Установив, что по состоянию на 01.07.2020 сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 за предшествующий 2019 год Общество не представило, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для исключения Общества из реестра с 10.08.2020.
Довод Общества о некорректной работе программного обеспечения налогового органа был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен. Как установили суды, сведения о среднесписочной численности представлены Обществом в Инспекцию 15.01.2020 по телекоммуникационным каналам связи электронно в виде машиночитаемого файла. Данный файл принят Инспекцией 15.01.2020, что подтверждается квитанцией о приеме. В поступившем 15.01.2020 файле по реквизиту "ВерсПрог" указано значение "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ7.7 19Q3001 7.70.652;СБИС", по реквизиту "ДатаСредСпЧисл" указана отчетная дата "01.01.2019". Таким образом, форма отчетности заполнялась с использованием программного обеспечения самой организации для ведения бухгалтерского учета, а не в программном обеспечении налогового органа; сведения о среднесписочной численности направлены по телекоммуникационному каналу связи СБИС через оператора электронного документооборота "Тензор".
С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "Ремэлавто" в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.09.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А11-3750/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремэлавто" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ремэлавто" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.02.2022 N 75.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 19.2 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 166-ФЗ) указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным указанной статьей), не включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2019 года в связи с непредставлением такими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в случае, если хозяйствующие субъекты представили в указанный орган такие сведения за 2018 год после 1 июля 2019 года, но не позднее 30 июня 2020 года.
...
Общество 15.01.2020 представило в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, указав отчетную дату "01.01.2019".
При таких обстоятельствах, учитывая установленную статьей 19.2 Закона N 166-ФЗ возможность для хозяйствующих субъектов представить в налоговый орган недостающую отчетность по итогам 2018 года после 01.07.2019, но не позднее 30.06.2020 года, для включения в реестр, сформированный по состоянию на 10.08.2019, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерным включение Инспекцией Общества в реестр по состоянию на 10.08.2019."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 апреля 2022 г. N Ф01-1725/22 по делу N А11-3750/2021