Нижний Новгород |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А79-12561/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Журавлевой С.З. (доверенность от 30.12.2021),
Васиной Н.Ю. (доверенность от 30.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022
по делу N А79-12561/2020
по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
(ОГРН: 1062128190850, ИНН: 2130000012)
к индивидуальному предпринимателю Матикову Лазарю Владимировичу
(ОГРНИП: 319213000006713, ИНН: 213013228240)
о взыскании неосновательного обогащения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (ОГРН: 1022101269409, ИНН: 2126002352),
и установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к индивидуальному предпринимателю Матикову Лазарю Владимировичу (далее - ИП Матиков Л.В., Предприниматель) о взыскании 181 950 рублей неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Управление).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 25.10.2021 отказал в удовлетворении иска.
Постановлением апелляционного суда от 21.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд на основании заявления третьего лица о процессуальном правопреемстве заменил Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Предпринимателем не были солюдены условия получения субсидии в связи с тем, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576) дополняющая форма за апрель 2020 года на четырех человек представлена после 01.07.2020. По его мнению, обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии на основании Постановления N 576 за апрель 2020 года (01.06.2020), ИП Матиков Л.В. знал о несоответствии условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии, предусмотренным подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576. Налоговый орган указывает, что субсидия за апрель 2020 года перечислена ИП Матикову Л.В. без соответствующих оснований.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ИП Матиков Л.В. подал 01.06.2020 в Инспекцию заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства N 576 субсидии за апрель 2020 года на сумму 181 950 рублей.
Налоговый орган на момент проведения проверки соответствия критериям, установленным пунктом 3 Правил N 576, располагал следующими сведениями о налогоплательщике:
- основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 - 96.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты". Данный ОКВЭД включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;
- ИП Матиков Л.В. включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- в отношении ИП Матикова Л.В. не введена процедура банкротства;
- на дату подачи заявления о представлении субсидии у ИП Матикова Л.В. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия (за апрель 2020 года), составляет менее 90 % количества работников в марте 2020 года и снижено не более чем на одного человека по отношению к количеству работников в марте.
- сведения о застрахованных лицах за март 2020 года, на основании формы СЗВ-М, представленной в Пенсионный фонд Российской Федерации 22.04.2020, содержат 11 застрахованных лиц;
- сведения о застрахованных лицах за апрель 2020 года, на основании формы СЗВ-М, представленной в Пенсионный фонд РФ 14.05.2020, содержат 10 застрахованных лиц.
Налоговый орган исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах на момент рассмотрения заявления, сделал вывод о соответствии ИП Матикова Л.В. указанным критериям и рассчитал размер субсидии, сформировал и направил в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
На указанный Предпринимателем в заявлении счет двумя платежами 04.06.2020 и 10.06.2020 поступила субсидия в размере 181 950 рублей.
В ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Правил N 576 Инспекция установила, что ИП Матиков Л.В. 28.05.2020 за март 2020 года представил сведения о застрахованных лицах с типом "дополняющая" на двух застрахованных лиц, 29.05.2020 за март 2020 года представил сведения о застрахованных лицах с типом "дополняющая" на двух застрахованных лиц. С учетом сведений о застрахованных лицах с типом "дополняющая" количество застрахованных лиц ИП Матикова Л.В. за март 2020 года составило 15. При этом численность на основании формы СЗВ-М от 14.05.2020 за апрель 2020 года содержит 10 застрахованных лиц.
С учетом изложенного Инспекция посчитала, что Предприниматель нарушил критерии пункта 3 Постановления N 576, а именно: количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия (за апрель 2020 года), составляет не менее 90 % количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на одного человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Налоговый орган 22.07.2020 направил ИП Матикову Л.В. уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии за апрель 2020 года, предусмотренной Постановлением N 576, с указанием реквизитов для осуществления ее возврата.
ИП Матиков Л.В. в ответе от 26.10.2020 сообщил Инспекции о том, что субсидия возврату не подлежит.
Предприниматель требование Инспекции не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В пункте 4 Правил N 576 установлено, что размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 года, составляющей 12 130 рублей:
- на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций;
- на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, несет получатель субсидии.
В силу пункта 5 Правил N 576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Правил N 576).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что Управление представило в материалы дела копии сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март и апрель 2020 года, представленные страхователем ИП Матиковым Л.В., а также решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.10.2021 N 015S19200005070 и 015S 19200005071.
Предприниматель передал в Управление по электронным каналам связи сведения формы СЗВ-М за март и апрель 2020 года следующего содержания: 22.04.2020 сведения с типом формы "исходная" на 11 застрахованных лиц за отчетный период - март 2020 года; 14.05.2020 сведения с типом формы "исходная" на 10 застрахованных лиц за отчетный период апрель 2020 года; 28.05.2020 сведения с типом формы "дополняющая" на двух застрахованных лица за отчетный период март 2020 года; 29.05.2020 сведения с типом формы "дополняющая" на двух застрахованных лица за отчетный период март 2020 года; 24.07.2020 сведения с типом формы "дополняющая" на четырех застрахованных лица за отчетный период апрель 2020 года; 09.10.2020 года сведения с типом формы "дополняющая" на одно застрахованное лицо за отчетный период март 2020 года; 09.02.2021 года сведения с типом формы "дополняющая" на одно застрахованное лицо за отчетный период апрель 2020 года, что подтверждается приложенными реестрами приема отчетности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ Предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 8 Закона от N 27-ФЗ установлено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Законом N 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017 (далее - Инструкция N 766н), в силу пункта 39 которой за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н следует, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке.
При этом данные нормы не устанавливают срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, и представить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверные сведения (уточненные, исправленные).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, ИП Матиков Л.В. реализовал свое право на уточнение представленных сведений за март и апрель 2020 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за эти периоды.
За март 2020 года Предприниматель представил сведения в отношении 16 лиц, за апрель 2020 года - в отношении 15 лиц.
Суды обоснованно посчитали, что данные обстоятельства необходимо учитывать в совокупности со всеми представленными в материалы дела доказательствами, поскольку возможность уточнять расчеты дополняющими формами (сведениями) предусмотрена Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н.
На основании Постановления N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года определено направление получателем субсидии заявления в налоговый орган не позднее 01.07.2020, что и было совершено предпринимателем, поскольку заявление поступило 01.06.2020, то есть в установленный срок.
Ссылка налогового органа на несоблюдении условий для получения субсидии в связи с тем, что дополняющая форма за апрель 2020 года на четырех человек была представлена после 01.07.2020 в нарушение Постановления N 576, правомерно отклонена судами, так как в данном постановлении дата 01.07.2020 установлена только в качестве срока на подачу заявления о получении субсидии, что было своевременно исполнено Предпринимателем, так как заявление подано в налоговый орган 01.06.2020; в постановлении указанная дата не выступает в качестве иного условия для получения субсидии, например о количестве определенных лиц по состоянию на 01.07.2020.
Суды правильно указали, что возможность уточнять расчеты дополняющими формами (сведениями) предусмотрена Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н.
Суды установили, что дополняющие формы были представлены Предпринимателем как в отношении отчетного периода - март 2020 года, так и в отношении отчетного периода - апрель 2020 года. Данные документы представлены в отношении одних и тех же лиц как в марте, так и в апреле 2020 года; недостоверность указанных сведений истцом не доказана.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о добросовестности Предпринимателя при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, и отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения, поскольку субсидия за апрель 2020 года была выдана правомерно.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Предпринимателем требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу N А79-12561/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании Постановления N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года определено направление получателем субсидии заявления в налоговый орган не позднее 01.07.2020, что и было совершено предпринимателем, поскольку заявление поступило 01.06.2020, то есть в установленный срок.
Ссылка налогового органа на несоблюдении условий для получения субсидии в связи с тем, что дополняющая форма за апрель 2020 года на четырех человек была представлена после 01.07.2020 в нарушение Постановления N 576, правомерно отклонена судами, так как в данном постановлении дата 01.07.2020 установлена только в качестве срока на подачу заявления о получении субсидии, что было своевременно исполнено Предпринимателем, так как заявление подано в налоговый орган 01.06.2020; в постановлении указанная дата не выступает в качестве иного условия для получения субсидии, например о количестве определенных лиц по состоянию на 01.07.2020."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 мая 2022 г. N Ф01-1919/22 по делу N А79-12561/2020