Нижний Новгород |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А43-21227/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Аймасовой Д.И. (доверенность от 14.10.2020 N 21-19/235),
от заинтересованного лица: Казанцева Д.А. (доверенность от 13.09.2021 N ЛШ/19794/21),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022
по делу N А43-21227/2021
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Верхняя Волга"
(ИНН: 5260900725, ОГРН: 1025203014748)
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной
антимонопольной службы по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Платформа",
и установил:
акционерное общество "Транснефть-Верхняя Волга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 10.06.2021 N 052/01/18.1-1636/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Платформа" (далее - ООО "Платформа").
Решением суда от 22.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена в антимонопольный орган любым лицом до окончания срока подачи заявок на участие в закупке; требование о предоставлении оборотно-сальдовой ведомости ограничивает возможное число участников торгов, в частности компаний, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц в 2021 году. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, отзыв на кассационную жалобу не представило, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, 16.04.2021 заказчик - Общество в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки http://utp.sberbank-ast.ru разместил извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на участие в испытательных лабораториях нефтепродуктов в межлабораторных сравнительных (сличительных) испытаниях, номер извещения 32110199000 (далее - конкурс), и закупочную документацию.
Требования к участникам закупки изложены в типовой форме инструкции для участника закупки работ, услуг (для закупок, проводимых в электронной форме, в том числе участниками которых являются только субъекты МСП) (далее - Инструкция), являющейся неотъемлемой частью закупочной документации.
Согласно пункту 9.3 Инструкции при осуществлении закупки заказчиком устанавливается следующее единое квалификационное требование: отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен представить заявку на участие в закупке по форме 1 к Инструкции для участника закупки, в которой он указывает на соответствие данному требованию. В составе заявки участник должен представить оборотно-сальдовую ведомость в разрезе субсчетов, входящих в состав кредиторской задолженности на конец последнего завершенного отчетного периода (года), или иная расшифровка кредиторской задолженности по видам задолженности на конец последнего завершенного отчетного периода (года) (счета 68 и 69). Требование о представлении документов, указанных в настоящем абзаце, не применяется к участникам закупки - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
В Управление поступила жалоба ООО "Платформа" о допущенных Обществом нарушениях требований Закона N 223-ФЗ при проведении конкурса, в том числе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных в пункте 9.3 Инструкции.
Комиссия Управления пришла к выводу, что требование о предоставлении оборотно-сальдовой ведомости ограничивает возможное число участников торгов, в частности компаний, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц в 2021 году.
Решением Комиссии Управления от 10.06.2021 N 052/01/18.1-1636/2021 жалоба ООО "Платформа" в этой части признана обоснованной, заказчик признан нарушившим часть 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Обществу выдано предписание от 10.06.2021, обязывающее отменить все протоколы, составленные в ходе проведения закупки; внести в конкурсную документацию изменения с учетом выводов Комиссии, изложенных в решении; продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме с учетом требований Закона N 223-ФЗ и Положения о закупках.
Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 135-ФЗ и 223-ФЗ, Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи предписания и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты - недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Суды установили, что Общество осуществляет закупку товаров (работ, услуг) в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Целями регулирования данного закона являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения заказчиков в товарах (работах, услугах) с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила о закупке.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке (часть 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль соблюдения требований данного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие), в том числе, заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Исчерпывающий перечень случаев, при которых осуществляется обжалование, определен в пунктах 1 - 6 данной части.
Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, правовое значение при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) могут быть обжалованы также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Из изложенного следует, что жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, в случаях, если обжалуются порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
При этом лицо, не подававшее заявку на участие в торгах, должно обосновать нарушение своих прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу части 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Суды установили, материалами дела подтверждено, что ООО "Платформа" (заявитель жалобы в антимонопольный орган) не относится к числу лиц, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, поскольку не подавало заявки на участие в закупке.
ООО "Платформа" не имело необходимого для участия в спорной закупке статуса, поскольку по условиям закупки таким правом обладали аккредитованные лица на осуществление функций провайдера межлабораторных сличительных испытаний, в подтверждение наличия которого должна быть представлена выписка из реестра аккредитованных лиц (Закон N 412-ФЗ; пункт 2 технического задания, являющегося частью документации о закупке).
Однако Управление при рассмотрении жалобы ООО "Платформа" не исследовало обстоятельства наличия либо отсутствия у заявителя жалобы указанной аккредитации.
Вместе с тем, судами установлено, что ООО "Платформа" создано и поставлено на учет в налоговом органе 28.05.2021 и согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц лицо не имеет соответствующих предмету закупки видов деятельности. В Едином реестре участников закупок ООО "Платформа" зарегистрировано 01.06.2021. Согласно сведениям общедоступного Реестра аккредитованных лиц ООО "Платформа" не входит в список аккредитованных лиц.
Таким образом, ООО "Платформа" в принципе не могло являться участником закупки, а поданная им жалоба не содержала указание на то, в чем конкретно заключалось нарушение его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание отсутствие у ООО "Платформа" необходимого для участия в закупке статуса, суды пришли к правильному выводу, что права и законные интересы указанного лица не могли быть нарушены положениями документации о закупке.
Из решения Управления следует, что Обществом нарушена часть 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. При этом ООО "Платформа" в жалобе не ссылалось на нарушение заказчиком указанной нормы. Управление при рассмотрении жалобы фактические обстоятельства проведения конкурса на соответствие части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не исследовало.
Следовательно, как правильно указали суды, приняв к рассмотрению жалобу и вынеся по результатам ее рассмотрения решение и предписание, антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных ему статьями 18.1 и 23 Закона N 135-ФЗ полномочий.
Более того, в решении Управления установлено единственное нарушение, а именно части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не содержащей правовых запретов или правовых предписаний, которые заказчик мог нарушить.
Сославшись на нарушение заказчиком указанной нормы, Управление посчитало, что требование о предоставлении оборотно-сальдовой ведомости ограничивает возможное число участников торгов, в частности компаний, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц в 2021 году.
Проанализировав нормы Закона N 223-ФЗ, Положение о закупках (пункты 9.3, 10.3.1), суды пришли к выводу, что спорное требование документации о закупке не нарушает положения части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не ограничивает конкуренцию.
При этом суды правомерно исходили их того, что Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, и предполагающему установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ) предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В рассматриваемом случае заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора установлено требование о предоставлении подтверждения отсутствия у участника закупки (любым способом, в том числе декларативным) недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Это требование в равной мере относится ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводит к нарушению антимонопольных запретов.
Управление не представило доказательств, что установленное заказчиком требование является нарушением части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Управления основания для принятия оспариваемых решения и предписания и удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А43-21227/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав нормы Закона N 223-ФЗ, Положение о закупках (пункты 9.3, 10.3.1), суды пришли к выводу, что спорное требование документации о закупке не нарушает положения части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не ограничивает конкуренцию.
При этом суды правомерно исходили их того, что Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, и предполагающему установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ) предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
...
Управление не представило доказательств, что установленное заказчиком требование является нарушением части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 мая 2022 г. N Ф01-1779/22 по делу N А43-21227/2021