Нижний Новгород |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А43-38559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Кузнецовой Л.В., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителя Трофимовой Светланы Николаевны:
Абросимовой Е.А. по доверенности от 01.04.2022
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Агентство по возврату долгов"
на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022
по делу N А43-38559/2020,
по заявлению финансового управляющего Бордока Александра Николаевича
о завершении процедуры реализации имущества
гражданки Трофимовой Светланы Николаевны (ИНН: 522501356551)
и установил:
гражданка Трофимова Светлана Николаевна обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о своем банкротстве.
Определением от 04.12.2020 суд возбудил дело о несостоятельности (банкротстве) Трофимовой С.Н.; решением от 08.04.2021 признал должницу банкротом, ввел в отношении нее процедуру реализации имущества гражданина, утвердил финансовым управляющим Бордока Александра Александровича; определением от 26.07.2021 включил в реестр требований кредиторов Трофимовой С.Н. требование общества с ограниченной ответственностью "Агентство по возврату долгов" (далее - ООО "АВД").
Финансовый управляющий представил в суд первой инстанции ходатайство о завершении процедуры реализации имущества должницы и об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств, приложив соответствующие документы, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
ООО "АВД" заявило о неприменении в отношении Трофимовой С.Н. правила, предусмотренного в пункте 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, поскольку должница действовала недобросовестно при заключении договора поручительства от 28.06.2013 во исполнение кредитного договора от 28.06.2013 N 1339111/0199 с правопредшественником заявителя - акционерным обществом "Россельхозбанк" (далее - АО "Россельхозбанк").
Суд первой инстанции определением от 18.11.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022, завершил процедуру реализации имущества Трофимовой С.Н. и освободил ее от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "АВД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что суд, освобождая Трофимову С.Н. от обязательств, не исследовал представленные в материалы дела доказательства, такие как: справка о доходах, реестр электронных запросов Федеральной службы судебных приставов, анкета-заявление на предоставление кредита. Указанные документы, по мнению лица, подавшего жалобу, подтверждают факт несоответствия размера заявленной должницей кредитору заработной платы.
ООО "АВД" обращает внимание, что судом в нарушение требований, предъявляемых статьей 213.4 Закона о банкротстве, не были проверены документы, прилагаемые должником к заявлению о признании его банкротом. Трофимова С.Н. не представила справку о полученных ею доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании банкротом; справку банковской организации о наличии счетов и остатках денежных средств на счетах, а также по операциям на счетах за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании банкротом. В материалах дела отсутствует заверенная работодателем копия трудовой книжки должницы.
ООО "АВД" усматривает в бездействии суда нарушение своих процессуальных прав как конкурсного кредитора, поскольку отсутствие необходимых документов лишило заявителя возможности ознакомиться с исчерпывающей информацией о финансовом состоянии должницы, в результате чего ООО "АВД" вынуждено формулировать позицию делу о банкротстве Трофимовой С.Н. без учета отсутствующих сведений. Кроме того, отсутствие данных о движении денежных средств на расчетном счете должницы вызывает у ООО "АВД" сомнения в ее добросовестности, поскольку за период с 01.12.2017 по 01.12.2020 Трофимова С.Н. имела возможность распорядиться принадлежащими ей денежными средствами в сумме, кратно превышающей задолженность перед кредиторами.
Представитель должницы в судебном заседании окружного суда возразил против доводов ООО "АВД" и просил отказать заявителю в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив обоснованность кассационной жалобы, суд округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В статье 2 Закона о банкротстве указано, что под реализацией имущества гражданина понимается реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Процедура реализации имущества гражданина подлежит завершению в случае отсутствия в конкурсной массе денежных средств или имущества, средства от реализации которого могут быть направлены на расчеты с кредиторами, а также отсутствия иной реальной возможности пополнения конкурсной массы и осуществления расчетов с кредиторами.
В силу пункта 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
По смыслу приведенных норм Закона о банкротстве арбитражный суд при рассмотрении вопроса о завершении реализации имущества гражданина должен с учетом доводов участников дела о банкротстве проанализировать действия финансового управляющего по формированию конкурсной массы в целях расчетов с кредиторами, проверить, исчерпаны ли возможности для удовлетворения требований конкурсных кредиторов за счет конкурсной массы должника.
По общему правилу после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Освобождение гражданина от обязательств не допускается, если: вступившим в законную силу судебным актом он привлечен к уголовной (административной) ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное (фиктивное) банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина; гражданин не предоставил необходимые сведения (предоставил заведомо недостоверные сведения) финансовому управляющему или суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина; доказано, что при возникновении (исполнении) обязательства, на котором конкурсный кредитор (уполномоченный орган) основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество (пункт 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
Таким образом, основанием для отказа в освобождении гражданина от обязательств является противоправное поведение должника, направленное на умышленное уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами; добросовестность участников гражданских правоотношений, разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды не установили оснований для неприменения к Трофимовой С.Н. правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
Суды установили, что все мероприятия, необходимые для завершения процедуры реализации имущества гражданина в отношении должницы выполнены финансовым управляющим. Реестр требований кредиторов сформирован в общей сумме 347 102 рублей 38 копеек, однако их требования не удовлетворены из-за отсутствия у Трофимовой С.Н. имущества.
Согласно анализу финансового состояния должницы восстановление ее платежеспособности невозможно; признаки фиктивного и преднамеренного банкротства не установлены, сделки, подлежащие оспариванию, не выявлены.
Доказательства, свидетельствующие о возможности обнаружения имущества должницы, формирования конкурсной массы, в материалах дела отсутствуют. В кассационной жалобе ООО "АВД" на наличие таких доказательств не указывает. Действия (бездействие) финансового управляющего в процедуре банкротства должника лицами, участвующими в деле, не оспаривались, незаконными не признавались.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на выполнение финансовым управляющим Трофимовой С.Н. всех мероприятий, предусмотренных в процедуре банкротства гражданина, и сделали правильный вывод о необходимости завершения процедуры реализации имущества.
При этом суды констатировали, что должница не совершила действий, которые могли бы послужить основанием для неприменения к ней правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
Ссылки ООО "АВД" на возможный вывод Трофимовой С.Н. денежных средств и имущества в трехлетний период, предшествующий банкротству, носят вероятностный характер и не принимаются во внимание. Кроме того, финансовый управляющий представлял на рассмотрение суда первой инстанции анализ, составленный в отношении должницы, из которого усматривается, что им направлялись запросы в компетентные органы с целью установления финансового положения должницы в преддверии банкротства, получались сведения и документы.
Правопредшественник заявителя - АО "Россельхозбанк", являясь кредитной организацией, располагая соответствующими возможностями для проверки представленных заемщиком и поручителем сведений, приняло положительное решение по вопросу выдачи кредита. Кроме того, сведения о среднемесячном заработке должницы, противоречащие, по указанию ООО "АВД", сведениям, представленным при заключении договора поручительства, получены кредитором по состоянию за 2017-2018 годы, однако кредит выдавался в 2013 году. Бесспорных доказательств того, что средний доход Трофимовой С.Н. на дату заключения договора поручительства и выдачи кредита в действительности составлял 10 000 рублей, заявитель не представил. У суда при этом отсутствует обязанность направлять запросы в компетентные органы относительно финансового состояния гражданина-должника на момент возникновения обязательства, тем более принимая во внимание, что кредитором выступала кредитная организация, располагающая соответствующим инструментарием.
ООО "АВД" заявляет о намеренном вступлении должницей в правоотношения по выдаче кредита с целью дальнейшего списания долга. Между тем в рассмотренном случае анализ финансового состояния Трофимовой С.Н. признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не выявил. Сокрытие или уничтожение принадлежащего должнику имущества, равно как сообщение ею недостоверных сведений финансовому управляющему, также не установлено. При отсутствии сведений о таких нарушениях сам по себе факт наращивания кредиторской задолженности гражданином основанием для вывода о его недобросовестности не является.
Как отмечено в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, что в определенной степени ущемляет права кредиторов должника. Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
По смыслу пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для неосвобождения от долгов. В отличие от недобросовестности, неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является.
Таким образом, суды на законных основаниях констатировали, что, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела факты недобросовестного поведения со стороны Трофимовой С.Н. не установлены, основания для ее неосвобождения от обязательств по результатам процедуры банкротства отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права. Оценка доказательств и установление фактических обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе опровергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанции признали доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А43-38559/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство по возврату долгов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, что в определенной степени ущемляет права кредиторов должника. Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
По смыслу пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для неосвобождения от долгов. В отличие от недобросовестности, неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2022 г. N Ф01-1972/22 по делу N А43-38559/2020