Нижний Новгород |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А11-7220/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022
по делу N А11-7220/2021
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
(ИНН 3329056771, ОГРН 1133340004401)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Владимирской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление, ответчик) о взыскании 22 792 рублей 58 копеек долга за потребленную в мае, октябре - декабре 2020 года тепловую энергию.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 02.11.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, удовлетворил заявленный иск.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в территориальной базе федерального имущества, ведение которой осуществляется в порядке, предусмотренном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", отсутствуют сведения о нежилом помещении с кадастровым номером 76:23:030409:26, общей площадью 139,5 квадратных метра, расположенном в доме 58 по улице Свободы в городе Ярославле. Право собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимости не зарегистрировано. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем данного объекта недвижимости является муниципальное образование город Ярославль.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения от 02.11.2021 и постановления от 03.02.2022 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в собственности Российской Федерации находятся нежилые помещения общей площадью 43,4 кв. м, кадастровый номер 76:23:010101:157410, расположенные по адресу: ул. Свободы, д. 99, г. Ярославль; нежилое помещение, подвал, общей площадью 139,5 кв. м, кадастровый номер 76:23:030409:26, расположенное по адресу: ул. Свободы, д. 58, г. Ярославль.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.01.2019 по делу N А82-10988/2018, имеющем преюдициальное значение для рассмотрения дела, установлено, что нежилое помещение общей площадью 139,5 кв. м, кадастровый номер 76:23:010101:156584, расположенное по адресу:
ул. Свободы, д. 58, г. Ярославль, имеет статус защитного сооружения гражданской обороны и относится исключительно к федеральной собственности.
Договор на поставку тепловой энергии в отношении поименованных помещений стороны не заключили.
В мае, октябре - декабре 2020 года Компания поставила тепловую энергию в указанные помещения.
Управление не оплатило поставленный коммунальный ресурс, что послужило основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд округа не усмотрел оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статьи 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факты поставки истцом ответчику в спорный период тепловой энергии и отсутствие оплаты поставленного ресурса подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суды дали надлежащую правовую оценку.
Предметом кассационного обжалования является несогласие ответчика с возложением на него обязанности по оплате коммунального ресурса, поставленного в нежилое помещение общей площадью 139,5 квадратного метра, расположенное в доме 58 по улице Свободы, правообладателем которого является муниципальное образование город Ярославль.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2016 306-ЭС15-17505 следует, что в соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991
3020-1
О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность
(далее
Постановление
3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.01.2019 по делу N А82-10988/2018, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суды исходили из того, что спорное нежилое помещение (убежище) является защитным сооружением гражданской обороны и в соответствии с положениями Постановления N 3020-1 относится исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе оно находится.
Отсутствие сведений об убежищах в территориальной базе федерального имущества и регистрации права собственности на них не свидетельствует об отсутствии ранее возникшего (на момент разграничения собственности) соответствующего вещного права за Российской Федерацией.
Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1 Положения О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом
, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008
432 (далее
Положение
432).
В пункте 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 5.3 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 5.47 Положения N 432 Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на Росимущество функций.
Таким образом, полномочия собственника и бремя содержания имущества, составляющего казну Российской Федерации, возложены на Росимущество и его территориальные органы.
В связи с этим применительно к рассматриваемому случаю взыскание производится непосредственно с соответствующего органа в пользу истца, то есть с Управления, являющегося надлежащим ответчиком.
Отсутствие договора на поставку ресурса и счетов на оплату с расчетом размера платы за коммунальную услугу, с указанием тарифов, площади и иных показателей, используемых при ее начислении, позволяющих собственнику помещения проверить обоснованность начислений, правового значения не имеет, поскольку не освобождает собственника от исполнения обязанности по оплате фактически поставленного коммунального ресурса.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в суде округа взыскивается с заявителя кассационной жалобы, однако в соответствии со статьей 333.37 (подпункт 1 пункта 1) Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по делу N А11-7220/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2016 306-ЭС15-17505 следует, что в соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991
3020-1
О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность
(далее
Постановление
3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.01.2019 по делу N А82-10988/2018, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суды исходили из того, что спорное нежилое помещение (убежище) является защитным сооружением гражданской обороны и в соответствии с положениями Постановления N 3020-1 относится исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе оно находится.
...
Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1 Положения О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом
, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008
432 (далее
Положение
432)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2022 г. N Ф01-1857/22 по делу N А11-7220/2021