Нижний Новгород |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А43-18025/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Щелиной Н.Ю. (доверенность от 10.01.2022),
от ответчика: Прошиной Т.П. (доверенность от 21.06.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022
по делу N А43-18025/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ОГРН: 1155261002720, ИНН: 5261098663)
к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард"
(ОГРН: 1055248040583, ИНН: 5262136128)
о внесении изменений в договор от 11.06.2019
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард") о внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 11.06.2019 N СЖ/1072/19.
Решением от 01.10.2021 Арбитражный суд Нижегородской области иск удовлетворил частично. Внес изменения в договор от 11.06.2019 N СЖ/1072/19, изложив спорные пункты в следующей редакции:
пункт 1 договора: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах, утвержденных в установленном порядке единых тарифов на услугу Регионального оператора. Полный перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании Потребителя, установлен Сторонами в Приложении N 2 к настоящему договору".
Пункт 3 договора: "Способы складирования твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов - определены в Приложении N 1 к настоящему договору".
Пункт 5 договора: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: с 1 апреля по 30 июня 2021 года в размере 634,24 руб./куб. м. (НДС не облагается); с 1 июля по 31 декабря 2021 года в размере 659,61 руб./куб.м. (НДС не облагается)".
Подпункт "е" пункта 11 договора исключить.
Подпункт "е" пункта 12 договора исключить.
Подпункт "и" пункта 13 договора: "Осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и осуществлять складирование разделенных морфологических компонентов в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельно накопленных отходов бумаги, пластика, металла, стекла".
Приложение N 1 к договору: "Информация по предмету договора": 1. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов.
N п.п |
Наименование объекта (адрес многоквартирного дома) |
Объем (куб. м) и количество контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления твердых коммуна-льных отходов |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
Место накопления крупнога баритных отходов |
||
Смешенные ТКО |
Крупногабаритные отходы |
Смешенные ТКО |
Крупнога-баритные отходы |
||||
1 |
г. Н.Новгород, пер. Корейский, д. 8 (S дома = 3131,9 кв. м) |
1,1-1 шт. |
3,2 |
г. Н.Новго-род, пер. Корейский, д. 8 |
Ежед- невно |
Ежене- дельно |
Специальная площадка, находящаяся по адресу: г. Н.Новго-род, пер. Корейский, д. 8 |
2 |
г. Н.Новгород, пер. Корейский, д. 10 (S дома = 3540,3 кв. м) |
В остальной части оставил иск без удовлетворения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Нижэкология-НН" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права при урегулировании подпункта "и" пункта 13, пункта 15 договора и приложения 1 к договору, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Изменение способа учета объема ТКО по договору невозможно, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме раздельное накопление ТКО не производится, потребителями осуществляется накопление не только ТКО, но и иных видов отходов, не относящихся к ТКО.
Подробно доводы ООО "Нижэкология-НН" изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ООО "Авангард" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами ООО "Нижэкология-НН", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Нижэкология-НН" является региональным оператором по обращению с ТКО в городе Нижнем Новгороде (за исключением Сормовского района), Дзержинске и Володарском районе Нижегородской области, и приступило к своей деятельности с 01.01.2019.
ООО "Авангард" на основании договора от 07.06.2019 N 2/2019, заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома, оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, переулок Корейский, дом 10.
ООО "Нижэкология-НН" (региональный оператор) и ООО "Авангард" (потребитель) заключили договор от 11.06.2019 N СЖ/1072/19 на оказание услуг по обращению с ТКО, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, утвержденной в виде единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора и приложением 2 к договору ООО "Нижэкология-НН" обязалось обеспечить вывоз ТКО, образующихся в многоквартирных домах N 8 и 10 по переулку Корейский, с контейнерной площадки, расположенной по адресу: город Н. Новгород, переулок Корейский, дом 8.
Договор заключен с протоколом разногласий от 25.06.2019, протоколом согласования разногласий от 10.06.2019, дополнительным соглашением от 09.07.2019 N 1, дополнительным соглашением от 21.02.2020.
В пункте 15 договора (в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2020) стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), следующим образом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
ООО "Авангард" в письме от 30.03.2021 N 058/02 сообщило ООО "Нижэкология-НН" о том, что с 01.04.2021 транспортировка раздельно накопленных ТКО силами регионального оператора не требуется, поскольку собственники помещений многоквартирного дома приняли решение о передаче отходов пластика, стекла и металла за плату по договору купли-продажи сторонней компании. Отходы бумаги (макулатура) по ранее достигнутой договоренности вывозятся ООО "Авангард".
ООО "Авангард" предложило региональному оператору подписать дополнительное соглашение от 30.03.2021 N 3 о внесении изменений в договор.
ООО "Авангард" (продавец) заключило с ООО "Марс-ОВ" (покупатель) договор купли-продажи (поставки) отходов потребления от 01.04.2021 N 48/2021, согласно пункту 1.1 которого продавец обязуется поставлять покупателю, а покупатель обязуется принимать для целей дальнейшей утилизации и оплачивать отходы упаковки и отходы от использования товаров из пластика, стекла, металла (отходы 5 класса опасности) согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не оказывают негативное воздействие на окружающую среду и являются практически неопасными отходами, которые образовались в процессе потребления в многоквартирных домах по адресу: переулок Корейский, дома 8 и 10.
ООО "Нижэкология-НН" подписало предложенный потребителем проект дополнительного соглашения с протоколом разногласий.
ООО "Авангард" отказалось от подписания протокола разногласий к дополнительному соглашению от 30.03.2021 N 3.
Поскольку стороны не достигли соглашения по спорным пунктам дополнительного соглашения от 30.03.2021 N 3, ООО "Нижэкология-НН" обратилось в арбитражный суд с иском о внесении изменений в договор от 11.06.2019 N СЖ/1072/19 в следующей редакции:
пункт 1 договора: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденных в установленном порядке единых тарифов на услугу Регионального оператора.
Полный перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании Потребителя, установлен Сторонами в Приложении N 2 к настоящему договору".
Пункт 3 договора: "Способы складирования твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов - определены в Приложении N 1 к настоящему договору".
Пункт 5 договора: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: с 1 апреля по 30 июня 2021 года в размере 634,24 руб./куб. м. (НДС не облагается); с 1 июля по 31 декабря 2021 года в размере 659,61 руб./куб.м. (НДС не облагается)".
Подпункт "е" пункта 11 договора исключить.
Подпункт "е" пункта 12 договора исключить.
Подпункт "и" пункта 13 договора исключить.
Пункт 15 договора: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505, следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Приложение N 1 "Информация по предмету договора".
Руководствуясь пунктом 4 статьи 421, пунктом 2 статьи 422, пунктом 2 статьи 445, статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 1 и 5 статьи 24.7, пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), подпунктом "а" пункта 5, пунктами 6 и 8 Правил N 505, Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
На основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (пункт 19 Правил N 1156).
Согласно пункту 39 Правил N 1156 в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В пункте 8 Правил N 505 определено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, а именно расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При рассмотрении дела ООО "Авангард" указало на отсутствие возражений по предлагаемой ООО "Нижэкология-НН" редакции пунктов 1, 3, 5, подпункта "е" пункта 11, возразило относительно принятия дополнительного соглашения в редакции ООО "Нижэкология-НН" и предложило:
- исключить из договора подпункт "е" пункта 12, так как вывоз раздельно накопленных отходов региональным оператором не осуществляется;
- подпункт "и" пункта 13 изложить в редакции - "Осуществлять разделение ТКО по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и осуществлять складирование разделенных морфологических компонентов в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельно накопленных отходов бумаги, пластика, металла, стекла":
- пункт 15 оставить в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2020;
- в приложении N 1 в столбцах "Объем (куб.м) и количество контейнеров для накопления ТКО" и "Периодичность вывоза ТКО" подстолбцы "Раздельно накопленные ТКО" полностью исключить. В остальной части оставить договор в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2020.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждено осуществление ООО "Авангард" раздельного накопления ТКО, поэтому коммерческий учет ТКО должен производиться в зависимости количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Данный вид учета определен сторонами в пункте 15 договора (в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2020).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что ООО "Авангард" заключило договор на оказание услуг по утилизации раздельно накопленных ТКО с ООО "Марс-ОВ", ООО "Нижэкология-НН" не представило доказательств нарушения ООО "Авангард" порядка накопления (складирования, сбора) ТКО, установленного сторонами в договоре от 11.06.2019 N СЖ/1072/19, которые бы в силу пункта 21 договора (в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2020) давали региональному оператору право изменить предусмотренный договором способ учета ТКО.
Таким образом, суды пришли к верным выводам о том, что пункт 15 договора (в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2020) согласуется с позицией федерального законодательства и не противоречит условиям типового договора, об отсутствии оснований для принятия подпункта "е" пункта 12, приложения N 1 договора в редакции ООО "Нижэкология-НН" и приняли подпункт "и" пункта 13 договора в редакции, предложенной ООО "Авангард".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают правильность выводов судов, направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу N А43-18025/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (пункт 19 Правил N 1156).
Согласно пункту 39 Правил N 1156 в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В пункте 8 Правил N 505 определено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, а именно расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2022 г. N Ф01-1817/22 по делу N А43-18025/2021