Нижний Новгород |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А43-21288/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Хлюневой Т.В. (доверенность от 11.01.2022),
от заинтересованного лица: Сырвачева Е.Е. (доверенность от 07.07.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022
по делу N А43-21288/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье"
(ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
об изменении постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15.06.2021 по делу N 052/04/9.21-527/2021,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Панарина Татьяна Анатольевна,
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (ранее - публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья"; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об изменении постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 15.06.2021 по делу об административном правонарушении N 052/04/9.21-527/2021, уменьшив размер назначенного штрафа до 300 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Панарина Татьяна Анатольевна (далее - Панарина Т.А.).
Решением от 14.10.2021 суд изменил постановление Управления от 15.06.2021 по делу N 052/04/9.21-527/2021 в части назначения административного наказания, снизив размер назначенного штрафа до 300 000 рублей. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Постановлением от 21.01.2022 Первый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Суды не приняли во внимание неоднократное совершение Обществом спорного правонарушения, систематическое нарушение сроков технологического присоединения. По мнению кассатора, штраф в сумме 600 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Управления, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Панарина Т.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение Панариной Т.А. на бездействия Общества, выразившееся в неисполнении обязанностей по технологическому присоединению объекта заявителя, к электрическим сетям в установленные сроки, по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Николо-Погостинский с/с, д. Фалатова, кадастровый номер 52:15:0130111:34.
Панарина Т.А. и Общество заключили договор от 09.09.2020 N 521055241 о технологическом присоединении объекта заявителя, расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Николо-Погостинский с/с, д. Фалатова, кадастровый номер 52:15:0130111:34г, к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с момента заключения договора.
Таким образом, Общество должно было исполнить свои обязательства не позднее 09.03.2021 (включительно).
На момент поступления обращения Панариной Т.А. в антимонопольный орган договор о технологическом присоединении Обществом не исполнен.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, должностное лицо Управления в отсутствие законного представителя Общества, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим, 27.05.2021 составило протокол об административном правонарушении N 052/04/9.21-527/2021.
Заместитель руководителя Управления вынес постановление от 15.06.2021 по делу об административном правонарушении N 052/04/9.21-527/2021, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.
Руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 2.1, частями 1, 3 статьи 4.1, частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд первой инстанции изменил постановление Управления от 15.06.2021 по делу N 052/04/9.21-527/2021 в части назначения административного наказания, уменьшив размер назначенного штрафа до 300 000 рублей, в остальной части указанное постановление оставил без изменения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, определена в части 2 указанной статьи.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены в Федеральном законе N 35-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определены в Правилах N 861.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В пункте 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (3), 13 (5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из материалов дела видно, что по состоянию на момент поступления обращения Панариной Т.А. (15.02.2021) в антимонопольный орган договор о технологическом присоединении от 09.09.2020 N 521055241 Обществом не исполнен.
Свои обязанности Общество выполнило 16.03.2021, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 16.03.2021 N 38.
Следовательно, Общество допустило нарушение пункта 16 Правил N 861 в части нарушения установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Суды приняли во внимание, что Общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, в связи с чем правомерно квалифицировали деяние заявителя по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили.
Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, равно как не установили и обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем при разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в связи с чем административный штраф снижен судом до 300 000 рублей, что составляет размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности привлечения к юридической ответственности.
Ссылка Управления на неоднократность совершения спорного правонарушения не свидетельствует об отсутствии оснований для снижения размера штрафа, поскольку обстоятельство повторности предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, установленного в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судебная практика по другим делам не принимается судом во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу N А43-21288/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, равно как не установили и обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем при разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в связи с чем административный штраф снижен судом до 300 000 рублей, что составляет размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности привлечения к юридической ответственности.
Ссылка Управления на неоднократность совершения спорного правонарушения не свидетельствует об отсутствии оснований для снижения размера штрафа, поскольку обстоятельство повторности предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, установленного в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2022 г. N Ф01-1325/22 по делу N А43-21288/2021