Нижний Новгород |
|
16 мая 2022 г. |
Дело N А17-4515/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ВНК"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.09.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022
по делу N А17-4515/2021
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Ивановской и Владимирской областям
(ИНН: 3329032932, ОГРН: 1043303407322)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВНК"
(ИНН: 7751023935, ОГРН: 1167746628312)
о возмещении вреда
и установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (далее - Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВНК" (далее - ООО "ВНК", Общество) о возмещении вреда водному объекту как объекту охраны окружающей среды, причиненного вследствие нарушения природоохранного законодательства, в сумме 945 300 рублей 81 копейки.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.09.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, суды необоснованно отклонили произведенный ответчиком расчет суммы вреда, основанный на плане мероприятий по охране окружающей среды, который был разработан и утвержден ООО "ВНК" во исполнение обязанности по осуществлению мероприятий по улучшению качества сточных вод на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов. Такой план, а также отчет о выполнении плана мероприятий по снижению сбросов вредных веществ в составе сточных вод согласно принятых на себя обязательств по итогам 2019 и 2020 годов, Общество представило в Росприроднадзор, но в согласовании плана Управление отказало. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что он не может получить разрешение на временно разрешенные сбросы, поскольку порядок их выдачи не разработан.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу указало на законность принятых судебных актов.
Участвующие в деле лица заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Приложенные к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возврату заявителю с учетом компетенции суда округа, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на основании договора аренды от 26.12.2016 N 1/17 (акт приема-передачи от 01.01.2017) и дополнительного соглашения от 27.02.2017 к договору аренды от 26.12.2016 N 1/17 (акт приема-передачи от 01.03.2017 к дополнительному соглашению от 27.02.2017) ООО "ВНК" осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, расположенных в районе деревни Ботеево Фурмановского района Ивановской области.
Решением Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 26.08.2019 для сброса сточных вод Обществу предоставлен водный объект - река Шача в пользование на срок с 26.08.2019 по 10.08.2023.
Согласно подпункту 12 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26.08.2019 качество воды в реке Шача в месте сброса сточных вод не должно превышать нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552.
Подпунктом 15 пункта 2.3 решения от 26.08.2019 для ООО "ВНК" как водопользователя предусмотрено условие по осуществлению мероприятий по улучшению качества сточных вод в части недопущения сброса сточных вод с превышением показателей предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, принятых решением о предоставлении водного объекта в пользование (приказ Минсельхоза России от 03.12.2016 N 552).
Приказом Верхне-Волжского бассейного водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 10.08.2018 N 293 для ООО "ВНК" утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Шачу.
По результатам внеплановой проверки, проведенной в сентябре 2020 года, в реке Шаче выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Согласно экспертным заключениям ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" филиала ЦЛАТИ по Ивановской области от 17.09.2020 N 23-17.09, от 02.10.2020 N 27-02.10, заключениям по результатам проведенных лабораторных исследований от 17.09.2020 N 23, от 02.10.2020 N 24 в реке Шача выявлено превышение установленных норм содержания загрязняющих веществ.
Так, согласно экспертному заключению от 02.10.2020 N 27-02.10 в ходе лабораторных исследований сточных вод на выпуске с очистных сооружений в реку Шачу выявлено превышение установленных норм загрязняющих веществ по следующим показателям: аммоний-ион - в 9,80 раз; нитрит-ион - в 37,50 раза; фосфат-ион (по фосфору) - в 5,50 раза; ХПК - в 2,30 раза; БПК полное - в 6 раз; медь - в 2 раза; железо общее - в 2,70 раза. В ходе лабораторных исследований природных вод река Шача 500 м выше выпуска с очистных сооружений, выявлены значения превышения установленных норм содержания загрязняющих веществ по следующим показателям: нитрит-ион - в 2,5 раза; ХПК - в 1,93 раза; БПК полное - в 2,13 раза; железо общее - в 2,60 раза. В ходе лабораторных исследований природных вод реки Шачи 500 м ниже выпуска с очистных сооружений, выявлены значения превышения установленных норм содержания загрязняющих веществ по следующим показателям: аммоний-ион - в 4 раза; нитрит-ион - в 12,50 раза; фосфат-ион (по фосфору) - в 3,45 раза; ХПК - в 2,10 раза; БПК полное - в 2,30 раза; взвешенные вещества - в 7,02 раза; медь - в 9,40 раза; цинк - в 1,60 раза; железо общее - в 7,70 раза.
Постановлениями Росприроднадзора от 08.10.2020 N 06-18/20/24(1)-4/136 и 06-18/20/24(1)-4/137 ООО "ВНК" привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Кроме того, постановлениями Росприроднадзора N 06-18/20/24(6)-4/140, 06-18/20/24(5)-4/139, 06-18/20/24(4)-4/138 генеральный директор ООО "ВНК" привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; за пользование водным объектом с нарушением условий решения о предоставлении водного объекта.
В связи с нарушением Обществом требований природоохранного законодательства, Управление произвело расчет вреда, причиненного водному объекту (реке Шаче), в размере 945 300 рублей 81 копейки и направило ему претензию от 23.12.2020 N 06-09/8184 с требованием о его возмещении.
Данная претензия осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 35, 46, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 6, 39, 67.1, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", Арбитражный суд Ивановской области признал требования Росприроднадзора обоснованными и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование ответчику в целях сброса сточных вод содержит требования к качеству воды.
В силу части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
На основании пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вредом окружающей среде признается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ, а также статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации вред, причиненный водным объектам, возмещается в соответствии с методикой, утвержденной в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика N 87).
В соответствии с пунктом 2 Методики N 87 данная методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в результате сброса в составе сточных вод загрязняющих веществ в водный объект (реку Шачу) Общество причинило вред окружающей среде, подлежащий возмещению в соответствии с действующим законодательством.
Размер вреда Управление исчислило в соответствии с Методикой N 87. Расчет показателя допустимой концентрации загрязняющих веществ Управление произвело на основе нормативов допустимых сбросов веществ, установленных приказом Верхне-Волжского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 10.08.2018 N 293. Довод Общества о том, что расчет вреда необходимо производить с учетом разработанных им временных нормативов в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды на период 2019 - 2023 годов, правомерно отклонен судами в силу следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Закона.
Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона (пункт 6 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ).
Порядок выдачи указанных разрешений принят только 31.05.2021.
При этом в письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 "О порядке выдачи временно разрешенных сбросов" разъяснено, что в отсутствие разработанного порядка выдачи разрешений на временные сбросы следует по аналогии руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих техно-логий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что доказательства получения Обществом разрешения на временные сбросы в деле отсутствуют.
Общество 23.10.2019 и 20.02.2020 обращалось в Управление с письмами о согласовании планов снижения сбросов на 2020 год, просило согласовать план мероприятий по охране окружающей среды на 2019 - 2023 годы.
Из ответов Управления следует, что у него отсутствует обязанность по согласованию плана мероприятий по охране окружающей среды.
При этом доказательства обращения Общества с заявлением об утверждении лимитов на временный сброс загрязняющих веществ на 2020 год, а также оспаривания в установленном порядке действий (бездействия) административного органа материалы дела не содержат.
Представленный в дело план снижения сбросов на период с 2018 по 2019 годы, согласованный с Управлением, прекратил свое действие в связи с окончанием срока действия. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, представленная Обществом, также не подтверждает установление ему временных нормативов.
Вопреки доводам Общества, при отсутствии разрешения на временный сброс (лимита сброса) на период проведения мероприятий по снижению сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты экологический вред водному объекту не может быть рассчитан по показателям, которые самостоятельно разработаны водопользователем и указаны в плане мероприятий по охране окружающей среды.
При таких обстоятельствах, установив факт причинения вреда водному объекту, а также правильность определения размера вреда, суды правомерно взыскали с Общества заявленную сумму убытков.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 по делу N А17-4515/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВНК" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ВНК".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок выдачи указанных разрешений принят только 31.05.2021.
При этом в письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 "О порядке выдачи временно разрешенных сбросов" разъяснено, что в отсутствие разработанного порядка выдачи разрешений на временные сбросы следует по аналогии руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих техно-логий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2022 г. N Ф01-1763/22 по делу N А17-4515/2021